Культура в России, как и во многих странах, на протяжении веков разделялась на дворянскую, элитную, как бы сегодня сказали, и народную, крестьянскую. Особенность и мощь ашего культурного наследия в том, что обе они сливались, тесно взаимодействовали в аристократической и помещичьей садьбе. Там был очаг духовности, приближенный к природе, труду на земле, народным традициям
150 лет назад родился Великий князь Константин Константинович Романов, президент Российской Академии наук, поэт.
Помню, как поразило меня твёрдое заявление одного писателя о том, что представители высшего и низшего слоев общества стояли рядом только в храме и на поле брани. Красивое обобщение, но не точное, — была ещё русская усадьба, где они вместе жили. Саша Пушкин, проводивший лето в Захарове под Москвой, куда бабушка увозила его и где приставила к нему гениальную мамушку Арину Родионовну, жил здесь в атмосфере народных песен, среди игр и говора сверстников.
Подмосковье в этом смысле — уникальный регион. Под Питером строились царские дворцы да чопорные имения, а вот близ Первопрестольной помещики и чиновники построили тысячи усадеб. Одна из них — Осташёво — связана с именем и творчеством Великого князя Константина Романова, известного под поэтическим псевдонимом К. Р. Он родился 22 августа 1858 года, 150 лет назад, служил мичманом на фрегате «Светлана», принимал участие в боевых действиях на Дунае во время Русско-турецкой войны, затем командовал ротой Измайловского полка, им был создан музыкально-литературный кружок, подаривший русской поэзии А. Майкова и Я. Полонского. И сам Великий князь был замечательным поэтом.
Довелось мне побывать в старинном селе Осташёво, которому более пятисот лет. Теперь там запустение, усадьба в плачевном состоянии.
Внук Николая I, двоюродный дядя Николая II Константин Романов за свои сочинения удостоился звания почетного академика Императорской Академии наук. Скромные инициалы, которыми он подписывал свои стихи, подчеркивали, что занятия поэзией — частное дело государственного человека.
Великий князь печатал любовную, пейзажную лирику, салонные стихи, переводы из Шекспира, Шиллера, Гёте, и вскоре занял прочное место в литературе. Его мелодичные строфы легко превращались в романсы. Они поныне в вокальном репертуаре, так как музыку к ним охотно писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Популярной песней стало его стихотворение «Умер бедняга в больнице военной». Самое значительное произведение К. Р. — мистерия «Царь Иудейский» (1913) была запрещена к постановке Синодом, не допустившим низведения евангельской истории Страстей Господних на театральные подмостки. По разрешению Царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, где автор исполнил одну из ролей.
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не превозмочь,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь, — писал Великий князь Константин Романов.
Он родился во дворце Стрельны, умер во дворце Павловска, не дожив до революции. Подмосковное Осташёво наследовали дети его. Здесь Великий князь построил начальную школу, помогал в строительстве больницы, шоссейной дороги. В селе Бражниково организовал детские ясли и обеспечивал их продовольствием. Старожилы вспоминали о великокняжеской семье с уважением и теплотой, единодушно утверждая: «Очень добрые были люди». Здесь похоронен его сын князь Олег, с четырьмя братьями добровольцем ушедший в 1914 году на фронт и погибший в бою в самом начале Первой мировой войны. Хоронили его 3 октября 1914 года. Согласно желанию князя Олега, над его могилой в 1915— 916 гг. был выстроен храм во имя св. блгв. кн. Олега Брянского и прп. Серафима Саровского.
Великий князь Константин Константинович скончался от сердечного приступа 5 июня 1915 года, а его сыновья Иоанн, Константин и Игорь в июле 1918 года живыми были сброшены в шахту в Алапаевске вместе с другими членами Царской семьи. Над могилой князя Олега много раз замышлялось мародерство: ходили слухи, что в гробу были драгоценности. В 1969 году местные власти ночью перезахоронили тело его на деревенском кладбище за рекой Рузой. Храм преподобного Олега Брянского и Серафима Саровского ныне являет собой грустную картину. Не только время разрушило его: чьи-то руки старательно разбивали камни фундамента, в особенности те, где были высечены имена лиц, присутствовавших при его закладке. Сейчас этот храм восстанавливается.
Грустное зрелище являет собой ныне Руза: по берегам возводятся помпезные, богатые особняки, но общественных деяний, равных тем, которые свершил Константин Романов, их владельцы не демонстрируют. И вспоминаешь слова известного романса на стихи К. Р.:«Растворил я окно, стало сердцу невмочь…».
Александр Александрович МОСКАЛЕВ