21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.Мы можем понять тайну Рождества Божией Матери и почитание Церковью Её святых .родителей, исходя из того, что представляет собой христианский брак. Из того благословения, которое от имени Церкви священник даёт вступающим в него.
Человеческая любовь для Церкви — живое знамение любви Пребожественной Троицы, Отца, Сына и Святого Духа. Это значит, что она будет бесплодной, если смысл её не будет в том, чтобы жить для другого.
Это рождение являет нам, какое чудо — человеческая любовь. Вне сомнения, она принадлежит всем людям, не только христианам. Однако чем отличается соединение двух жизней в одну, которое совершается в Церкви, от того, что происходит при гражданской регистрации брака? Что сказали бы мы неверующему человеку, который спросит о смысле нашего присутствия здесь и наших благословений? В этом заключается весь вопрос. Если наши благословения и наши слова не имеют значения для внешних, значитли это, что и для нас они не имеют значения?
Бог восхотел, чтобы от человеческой любви рождался ребёнок, к которому обращён взор обоих супругов. И это значит, что их взаимная любовь никогда не может ограничиться ими двумя. Закон любви, открываемый им Богом, не касается только их одних. Он — внутри их любви, желанной и принятой ими. В древние времена на бесплодие смотрели как на Божие проклятие и знак бесчестия, в то время как чадородие было знамением благословения. Это было потому, что бесплодие и чадородие рассматривались не только физически, но прежде всего духовно. Бесплодна жизнь, когда она замкнута на себе. И плодоносна, когда осознаёт ответственность за других и отдаёт себя всецело другим. Жизнь супругов становится плодоносной от их истинного отношения к тем, кто их окружает. И Богом данный младенец является первым видимым знаком этого духовного плодоношения, первым человеческим существом, которому супруги вместе отдают себя. Но та же любовь будет вести их к тем, кого Господь поставит на их пути, доверяя этих людей им. И подобно тому, как ребёнок соединяет по-новому родителей, отдающих себя ему, они становятся более едиными, когда вместе проявляют заботу о других.
Один человек рассказывал, как в час, когда казалось, что всё погибло, и он был близок к отчаянию, он взмолился Божией Матери. Она пришла на помощь — и сердца его коснулась благодать. Он понял, что не должен больше испытывать любовь, но — быть любовью. И не только по отношению к тому человеку, которого он предал, но ко всем без исключения. Его духовник, узнав об этом, сказал: «Любовь, когда в ней отказывают одним, рано или поздно перестанет существовать по отношению ко всем другим. Даже по отношению к тем, кого больше всего на свете любим». «Но почему Вы не объяснили мне это раньше?», — спросил он священника. «Потому что такое не объясняется, — ответил тот. — Это надо пережить».
Да будет дано нам это пережить, узнать благодать сегодняшнего праздника. Её рождение — ради всего рода человеческого. Но таким должно быть рождение и всякого ребёнка. Каждый новорожденный младенец — чудо чудес, тайна тайн. Потому что Бог станет через Богородицу Младенцем. Накануне Рождества Божией Матери человечество было близко к отчаянию. И вот родилась надежда.
Рождество Божией Матери дарует миру океан любви. Нельзя довольствоваться одним своим личным счастьем. Надо однажды открыться тому, чем живут другие люди, всё человечество, вся Церковь. Мы живём, разделяя жизнь других. Если бы это было нетак — мы не могли бы жить. Мы можем жить потому, что нам дано разделить жизнь Того, Кто пришёл разделить нашу жизнь. Обрести мою жизнь в Его жизни, разделить Его жизнь с моей — вот что значит быть христианином. Вот что значит торжество, которое мы совершаем сегодня. Но эта жизнь, разделённая между Христом Богом и каждым из нас, не достигнет полноты, если наши отношения с другими людьми — заступничеством Божией Матери, даром благодати — не достигнут совершенства. Христос родился, чтобы победить смерть на Кресте. И Божия Матерь родилась, чтобы у Креста стать духовной Матерью всех людей. Господь и Божия Матерь несут наши бремена, но кто из нас может с Ними их разделить? Это бремена всех. Когда мы несём бремена друг друга, мы узнаём, что Господь и Божия Матерь несут их с нами.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ