Александр Кадашевский - Самый правдивый художник



5 августа 1844 года, 170 лет назад родился Илья Ефимович Репин

 


Даже в ряду выдающихся мастеров изобразительного искусства Илья Ефимович занимает особое, многозначащее для России место. Своё прощальное слово издалека «На смерть Репина» Константин Коровин завершает такими словами: «Репин хотел помочь скорбям, облегчить несправедливость людскую, всех осчастливить. И разве ему не удалось это?» Да, удалось! – и нет на Руси высшего счастья для художника, пусть порой даже тот же Коровин обвинял его в идейности, тенденциозности, литературности, хотя и признавал, что Репин – «живописец чистейшей воды на все времена».

Исторический живописец, жанрист, портретист, выдающийся рисовальщик родился в городе Чугуеве, в слободе Осиновка – на нынешней Слобожанщине, раздираемой противоречиями. «Некоторые пишущие о художниках называли меня казаком – много чести. Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание очень презренное – ниже поселян считались разве ещё крепостные», – так начинает он одну из глав своей замечательной книги «Далёкое близкое».

Собственно, о Репине после выхода его блистательных литературных портретов, писем, воспоминаний, где он прежде всего с восторгом и глубоким постижением написал о друзьях, современниках, а потом уже по просьбам ценителей – о своей жизни, издано не так уж много книг – лучше-то всё равно не написать. Но каждое время и поколение осмысливает, как бы заново открывает его громадное наследие, ибо в творчестве художника отразилась неизбывная Россия, её боль и красота. Вся Россия – Великая, с Петербургом, где в 20 лет провинциальный юноша поступал в Академию и был оценён гениальным Крамским, с Москвой, где он живал, с «Пенатами», отошедшими к Финляндии и отрезавшими его от революционной Родины до смерти в сентябре 1930 года; Белая – со скромным имением в Витебской губернии, где он любил работать; Малая, на языке которой он прекрасно говорил и писал, умел обронить какую-нибудь малороссийскую поговорку: «Та й дурень кашу зварить, як пшено та сало».

Сам Репин и в детстве, и во время учёбы порой не то что сала, а чёрного хлеба вволю  не едал. Лишь в 27 лет он получает Большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира». Но уже шла трёхлетняя работа над «Бурлаками», которые сразу же прославили художника, ворвались в национальную жизнь и до сих пор открывают для миллионов первую страницу великой книги русской живописи. Хотя министр путей сообщения при встрече журил художника: «Ну, скажите, ради Бога, какая нелёгкая вас дёрнула писать эту нелепую картину?.. Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю, и скоро о нём не будет и помину». Да, способ-то сведён к нулю, а всё так же тянут свою лямку русские люди, похожие на тех, репинских. Глядишь и думаешь: на сколько же хватит наших-то сил?

Всё так же молится царевна Софья – «запертая в клетку тигрица», как написал о ней критик Стасов, и подчёркивает своим обликом всю ничтожность многих властолюбцев: вспомните хотя бы вид ковыляющей Юлии Тимошенко, которая обещает «третью революцию»! Дико, что её – без капли украинской крови – на незалежной Украине почитают своей, а Репина к великим украинцам не относят: мало хат и дивчин в веночках написал. Илья Ефимович ведь тоже был революционером в творчестве, да и сюжеты брал взрывоопасные: стоит только взглянуть на картины «Арест пропагандиста» или «Не ждали», которые произвели в обществе эффект разорвавшейся бомбы.

Последнее крупное произведение Репина – «Торжественное заседание Государственного Совета». Кто видел это полотно в Русском музее, тот может представить, что написал бы Репин, если бы ему довелось изображать нынешний Государственный совет… Зато можно прекрасно представить «Запорожцев», пишущих письмо нынешней киевской хунте, или картину на Крещатике: сидит чубатый мужик, ест сало грязными руками, а сзади рукописный плакат: «Коломыя це Европа». А Репин этой любви к антихристианской Европе и ляхам не разделял: «Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетённый народ...»

Он и сам был таким правдивым рыцарем в искусстве и признался на рубеже веков другу Стасову: «Я всё тот же, как в самой ранней юности, люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту, как самые лучшие дары нашей жизни, и особенно – искусство!» Репин и нас заражает этой юной и свежей любовью. Памятник на Болотной набережной повёрнут в сторону Замоскворечья – самого русского уголка мегаполиса, а за спиной художника из бедной украинской слободки – величественный Кремль.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

Комментарии

По радио "Радонеж" была передача посвященная И.Е. Репину. Так вот про картину "Бурлаки на Волге",говорили что бурлаки - это была уважаемая профессия со своим укладом, особенностями, песнями, традициями передаваемыми из поколения в поколение, а на картине автор поместил сборище замученных людей. В этом же стиле картина "Крестный ход в Курской губернии",на переднем плане калики перехожие,нищие,полицай бьет нагайкой и т.д. Все по М.Горькому - дореволюционная Россия это тюрьма народов и не как не иначе. Не упомянул А.А.Кадашевский еще наверно самую знаменитую картину "Иван Грозный и сын его Иван",а в ней что правдивого? Ведь известно уже и довольно давно, что Ивана Грозного травили ртутью это показала экспертиза его костей,а в конце жизни он и ходить не мог был слаб настолько, что его носили, взглядом он сына убил получается. И сын точно также был отравлен ртутью. А известен вам такой факт, что у И.Е. Репина рука начала сохнуть после этих картин и кто знает может он как раз за свою "правду" и пострадал..