Пётр Давыдов - Смирение в танцах



Весьма субъективные зарисовки из Эфиопии


 


Привет, Эфиопия! Страна, сумевшая сохранить христианство и независимость на протяжении двух тысячелетий, находясь во враждебном окружении и изоляции. Только понаслышке зная о великом культурном и христианском богатстве этого народа, я мечтал побывать здесь давно. Поэтому приготовился удивляться и радоваться.

С последним, честно говоря, поспешил. Первые впечатления несколько ошеломили: не всё так ладно в Эфиопии. Началось с того, что средь бела дня меня здесь ограбили. Подошли сзади два крепких ухаря, схватили за руки, облегчили моё печальное финансовое положение ровно вдвое. И смылись. Вызванная было полиция потребовала ещё пару сотен долларов для ускорения расследования, а когда я с возмущением отказался, полицейские пожали плечами и скрылись в том же направлении, что и грабители. Как потом утешил сотрудник нашего консульства, только в тот день я был двадцатым иностранцем по счёту, которого обворовали. Мне хотя бы оставили вторую часть кассы, а также технику и документы. Урок был усвоен: чтобы не разочаровываться, не стоит очаровываться.

Поначалу действительность сильно удручала. Во-первых, невыносимая вонь: гниющие на жарком солнце отходы, выхлопные газы, до которых, как и до местных пробок, МКАДу ещё расти и расти, огромное количество бездомных, справляющих нужду прямо на улицах, намертво перекрывают настойчивые попытки природы развеять всё это счастье свежим ветерком с гор. Во-вторых, полнейшее и принципиальное отсутствие каких бы то ни было правил дорожного движения: «зебры», конечно, есть, но их никто не видит в упор, так что приходится перебегать дорогу там, где есть возможность оказаться на той стороне в живом состоянии. В-третьих, «понаехавшие» и их поведение.

Как мне потом объяснили местные, эти бедные люди съезжаются в Аддис-Абебу из сельской местности со всей страны в надежде на лёгкую жизнь в столице. Надежды, как правило, не оправдываются, но уезжать обратно никто не спешит – отсюда и рост преступности, антисанитарии, различных серьёзных заболеваний. Потрясает контраст в столице: с одной стороны, ужасные условия жизни сотен тысяч нищих, ютящихся то на улице, то где-то в «посёлках» из хижин из жести, пластика и алюминия, и в противовес – фешенебельные отели, «Ламборджини», прочие признаки огромного достатка подавляющего меньшинства других. Средняя зарплата, как мне сказали, здесь составляет около 800 бырр (1600 рублей). Уровень безработицы – примерно 60%. Заболеваемость СПИДом – чуть ли не 50%. Продолжительность жизни – около 45 лет.

«Не было такого раньше! – ужасаются местные. – И в голову не могло прийти, что будем жить в таких условиях! Раньше был этот социализм, когда все мечтали о свободе, а сейчас социализм ушёл, но свободы нет никакой. Диктат денег, стремление к комфорту и богатству не оставляет камня на камне от самой мысли о какой-либо свободе. В своё время нас сильно разбаловала Россия, когда предоставляла задарма всякую помощь, потом за Эфиопию взялся Запад – "конфетки" полились рекой. Люди и разбаловались: аппетиты растут до сих пор. Посмотри в глаза тех, кто сидит вон в том "Ламборджини"! Или в глаза вон тех нищих, которые сторожат на углу очередную жертву. Что видишь? Правильно – алчность. Понимаешь, раньше такого просто не было. За каких-то несколько десятилетий многие люди заразились вот этой страшной болезнью, похуже, может быть, СПИДа».

Кто такие эти местные? Это те люди, с которыми мне, слава Богу, удалось познакомиться: разного возраста, разного достатка, разного социального положения. Люди, переживающие, болеющие за свою страну и свой народ, который, если мы проведём некоторые параллели, столкнулся с похожими вызовами, что и мы, русские.

Кстати, о параллелях и вызовах. Огромные площади в Эфиопии сейчас скупаются китайцами. Земли сельскохозяйственного назначения, а не какие-нибудь скалы. Так вот на этих землях ведётся полноценная сельскохозяйственная деятельность, выращивается прекрасный урожай и отправляется… правильно, в Китай. На фоне вымирающей и стремящейся переехать жить в столицу эфиопской деревни это выглядит устрашающе. Государственные чиновники аккуратно получают серьёзные деньги за оказываемые китайским друзьям и партнёрам услуги и, соответственно, лоббируют их интересы. А сами эфиопские крестьяне просто-напросто бедствуют.

Ещё параллель. Пять лет назад в Эфиопии разрешили открытую рекламу спиртного. Есть на юге страны такое воинственное и дикое языческое племя – мурси. Если вам в голову придёт поговорить с кем-либо из его представителей, сфотографировать его, то вы в любом случае должны это сделать часов до семи утра. Позже нет смысла, если вы дорожите жизнью: после семи мужчины напиваются до полусмерти, становятся агрессивными и за свои поступки отвечать не будут. Совершенно спокойно вас могут тут убить или покалечить, и всё это будет восприниматься совершенно естественно: «Традиция у нас такая – пить да драться. Мы же мужики!» Это – к слову о том, во что может превратиться русский народ, если всерьёз не возьмётся за собственное протрезвление.

А теперь о добром. Смысла нет в одних стенаниях – так и до уныния недалеко.

«Мне стыдно за мою страну! Пожалуйста, прости нас! Будь христианином! – так говорили практически все мои собеседники. – Взгляни – может, всё-таки увидишь Христа и в наших печальных краях?»

Гостеприимство и неподдельное дружелюбие не могут не впечатлить. Памятуя добрую пословицу «Ищи неправды в себе, а не в селе», отправился на поиски Христа в Эфиопии. С известными предосторожностями добрался в Аддис-Абебе до нескольких храмов. Собор святого великомученика Георгия: тихий закат, продолжительная служба с местным, разумеется, барабанным колоритом и танцами. Заходишь на церковный двор и первое, что видишь, – это стоящий на коленях человек перед образом Христа в лучах заходящего солнца. «Видехом свет вечерний»! На ступенях храма сидит девчушка, аккуратно записывающая в тетрадь проповедь говорящего с кафедры священника. Проповедь иногда прерывается музыкой и танцами в исполнении диаконов – жаль, не могу похожую параллель российскую провести.

Второе впечатление: огромное количество верующих практически на любой службе. Кстати, службы здесь длятся в зависимости от праздника от трёх часов – такой скромный намёк некоторым нашим прихожанам, «постоянно утомлённым от этого пения». Вы часиков шесть здесь побудьте – хоть и под барабанный бой и литургические танцы, а заодно и помолиться попытайтесь.

Собор святого Георгия довольно новый – построен в самом конце позапрошлого века в знак признательности святому великомученику и Победоносцу Георгию за победу в сражении при Адуа во время вторжения в Эфиопию итальянских войск. Поэтому не стоит удивляться, когда в самом храме вы увидите множество батальных сцен и изображений пушек-пулемётов-миномётов – свои победы эфиопы ценят.

О первом появлении христианства в этой далёкой стране мы читаем в книге Деяний Апостольских (см. Деян. 8, 27–28). По пути из Иерусалима в Газу диакон Филипп встретил вельможу, евнуха царицы Кандакии Ефиопской, сидящего на колеснице и читающего (а читали тогда вслух) Книгу пророка Исаии. Филипп, по слову Святого Духа, пристал к колеснице, вельможа пригласил его следовать за ним, и по пути апостол разъяснил читающему смысл текста, рассказал ему о Христе. Вот вода; что препятствует мне креститься? – произнёс эфиоп, доказывая свою веру, и вернулся на родину христианином.

Нет сомнения, что апостолы имели возможность принести проповедь о Христе в Эфиопию в первом веке. Сами эфиопы считают своим просветителем апостола Марка, а самые первые документальные свидетельства о присутствии христианства на этой земле относятся к IV веку и связаны с именами просветителей Фрументия и Эдесия, при которых христианство стало государственной религией страны.

Но, конечно, особое значение для христианского просвещения Эфиопии имеет знаменитая легенда о посещении царицей Савской царя Соломона. И не говорите эфиопу, что от тех славных времён до Христа должны были пройти ещё столетия и столетия: была царица Савская в гостях у Соломона? Была. Привезла от него в подарочек Ковчег Завета? Он в Аксуме хранится в отдельном храме, и туда никого не пускают! Привезла. Привезла другой подарочек в лице родоначальника династии эфиопских царей-соломонидов? Привезла. Вот и сиди на месте ровно, мы – самые что ни на есть настоящие, органичные, так сказать, христиане! А ещё, между прочим, те самые волхвы, которые пришли поклониться Младенцу Христу, тоже были самыми настоящими эфиопами! – это строгий, огромного роста диакон сказал.

Очень понравилось общение с эфиопскими священниками: очень улыбчивые, доброжелательные, выспрашивали о русском христианстве. Подлинный восторг вызывали сообщение, что у нас сейчас зима и снега много, а также нательный крест: значит, свой, хоть и странный. Священников и диаконов в Эфиопской Церкви более 400 тысяч, и пользуются они огромным авторитетом у народа.

Монастырей здесь, оказывается, тоже огромное количество: около тысячи! Большинство из них находится, что логично, в труднодоступных местах: в горах, на берегах озёр, на скалах. Чем дальше от столицы, тем их больше.

Главная цель моего путешествия в Эфиопию – монастыри Лалибела. Город называют Иерусалимом Эфиопии. Городок совсем небольшой, тысяч 40 населения, но именно здесь находятся одиннадцать высеченных в скалах монолитных храмов, которые были построены во время правления царя Лалибела в конце XII – начале XIII века. Церкви просто вырублены в скалах. Царь решил построить их в то время, когда Эфиопия со всех сторон была окружена враждебными мусульманскими государствами, и привычный для паломников путь на Святую землю стал невозможен. Церкви разбросаны по городу или расположены в его окрестностях. К ним относятся: храм Медхани Алем – Спасителя мира, храм Мариам – Девы Марии, храм Данагля – при женском монастыре, церковь Дебре Синая – св. мученика Синая, церковь Голгофы, храм св. Эммануила, церковь св. Меркурия, церковь Абба Либаноса, церковь Габриэля Руфаэля – Архангела Гавриила, церковь св. Георгия и Селлассия – часовня Св. Троицы.

Как можно описать всё это великолепие, это торжество совместного труда веры в Бога и человеческих усилий? Одна легенда, правда, гласит, что при постройке храмов строителям помогали ангелы, а сам царь Лалибела получил план строительства церквей, побывав на третьем небе, куда его, как и Апостола Павла, вознесли ангелы. А построены все храмы были в течение 24 лет – египетским пирамидам и не снилось! Ну, разные бывают легенды.

Немного наособицу находится храм святого великомученика и Победоносца Георгия, пожалуй, наиболее почитаемого в Эфиопии святого. Если Лалибелу называют Эфиопией в миниатюре, то этот храм смело можно назвать ликом Лалибелы. Вы поднимаетесь на скалу, и перед вами открывается широчайший простор – небо и горы, ветер вам пронизывает душу, но главное, что моментально овладевает всем вашим существом, это даже не великолепие природы, а огромной величины крест – тот самый храм великомученика. Чтобы войти в церковь, нужно спуститься по довольно крутой тропинке метров 15. Оказавшись внизу, чувствуете себя, ну, скажем, собеседником Пророка Давида, уже по-настоящему вслушиваясь в его слова: «Господи, я – червь, а не человек». И дело тут не столько в мощи и высоте каменного шедевра, который вовсе не давит на вас, а просто рассказывает о вещах гораздо более значимых для твоей души, чем бедность, кризис на Украине или инфляция.

– Давай я тебя сфотографирую, – предложил паренёк в драных кроссовках. Я уже приготовился было расстаться с очередными быррами. – Нет-нет, не парься: без денег, просто так.

Слово за слово, разговорились с местным жителем, Вубшетом. Потом мы с Вубшетом ходили по более отдалённым монастырям в окрестностях Лалибелы, проходили через деревушки, где местные жители впервые в жизни увидели белого человека. Взрослые требовали нашего участия в их трапезе. Есть здесь можно только правой рукой – левая рука считается «нечистой», чаю пить можно только одну чашку. Если идёшь к кому-нибудь в гости в другую деревню, ты обязан принести хотя бы два-три полена для очага – в знак почтения к хозяину дома.

Пришли в монастырь Пресвятой Богородицы. Встречает радостный и улыбающийся монах, рассказывает об обители – у нас всего семь монашествующих. Так и живём: молимся, трудимся, урожай собираем. Вообще у нас хорошо. Где остальные монахи? Как где – в кельях! Видишь вон те хижины размером 2×2? Вот это наши кельи и есть. Благодать!

Честное слово, вот эта откровенная благодарность Богу за бедность и избавила от остатков предрассудков в отношении Эфиопии. Думал, смотря на шедевры храмового зодчества веков минувших: «Был же великий народ – такие церкви воздвигали, такие империи строили – сама Византия за честь считала иметь их союзниками, даже о военной помощи просила. А сейчас во что многие превратились? В "мистер, дай доллар"?»

Ну а мы-то чем лучше? Тоже ведь были великой нацией – хватит ли сил подняться?

А мой Вубшет решил вдруг обрести известное эфиопское вдохновение: когда пришли обратно в Лалибелу, забрели в кафе, где он устроил какие-то неимоверные абиссинские танцы. Ясное дело, к нему подключились все, кто был там. Не удалось отвертеться и мне: такую им исполнил польку-абиссинку, что они наземь грохнулись и, сверкая белыми зубами, хохотали минут десять. Короче, на следующий день я был в Лалибеле уже полностью своим человеком.

Напоследок анекдот из лалибельской жизни. Раннее утро. Солнце с достоинством встаёт из-за гор. Открываю окно гостиницы. Деревья у окна качаются так, будто буря какая-то страшная. Осторожно выглядываю – полный штиль. Ничего не понимаю. Вдруг сверху спускается огромная верёвка, с кулак толщиной. Я даже отскочил от окна. Верёвка висит себе, и ничего. Схватил покрепче и дёрнул изо всех сил. Сверху – дикий вопль, верёвка ослабла, и на подоконник свалилась презлющая обезьяна. Взгляд её вогнал меня в дальний угол комнаты. Ох, умей обезьяны говорить, они бы не только Дарвина вспомнили…

Лалибела – это только маленькая зарисовка из Эфиопии. Будь у меня больше времени и… м-да… денег, смог бы побывать и в других местах этой бедной, но борющейся с уничтожением собственного христианского характера страны. Будь то город Аксум, озеро Тана, буквально усеянное маленькими обителями, город Гондер, монастырь Дебре Дамо, куда зайти можно только по верёвочной лестнице и только мужчинам – почти как на Святую Гору. Огромное количество мест есть в Эфиопии, которые способны восхитить тебя не как какого-то туриста, а как путешественника-христианина. Но больше всего тебя потрясает смирение человека перед вызовами жизни. И смирение это здесь, в Эфиопии, чаще всего выражается в доброй улыбке, а то и в танцах! Даст Бог, получится попасть сюда ещё раз.

Пётр Михайлович ДАВЫДОВ