Протоиерей Александр Шаргунов - Три разных участия в празднике

Архив: 


7 июля – рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 


В рождестве Предтечи мы можем увидеть три совершенно разных отношения к этому событию тех, кто окружал явившегося на свет младенца. Множество людей – все соседи собрались, услышав об этой потрясающей новости. Они радуются, что человек родился, но нисколько не задумываются о том, что значит это рождение, что предшествовало ему и что ждёт впереди этого человека.

Для многих христиан характерно такое же отношение к церковным праздникам. Посещая храм в праздник Рождества Предтечи, двунадесятые праздники, они не задумываются о том, что было до этого, с чего начиналась история нашего спасения, что ждёт впереди всех нас, какой путь мы должны пройти, – просто стоят на службе вместе со всеми, молятся, как будто бы участвуя в этом. Они живут моментом, тем, что совершается сейчас в этом празднике, но не связывают это ни с чем. Отсюда теплохладность в вере. Человек делается неспособным проникнуть в Промысл Божий, понять, почему Церкви дан этот праздник, почему эти события сейчас происходят.

Есть другое отношение к рождению младенца – его являют святые праведные Захария и Елисавета. Для них это событие – встреча с Богом. То, что чудо рождения младенца произошло, они связывают с надеждой на соединение с Богом в будущем. Есть такие христиане, которые всегда заботятся о том, чтобы вера их углублялась, чтобы открывалось им присутствие Божие в том, что совершается в празднике, чтобы очевидным было действие Промысла Божия в том.

Но есть самое главное отношение. Это отношение Бога к рождению Предтечи, отношение, которое можно назвать явлением верности Бога. Рождество Предтечи – это праздник верности Бога Своим обещаниям. То, что Бог обещал когда-то роду человеческому в древности, когда утратило человечество истинную жизнь и попало под власть зла и смерти. Обещание Божие об избавлении от этого рабства исполняется для этих людей. Надежда на будущее присутствует в этом празднике верности Бога, потому что Предтеча будет тем, кто уготовит путь грядущему Мессии, Спасителю мира.

Мы не можем, участвуя в этом празднике, не изумляться вместе со святыми праведными Захарией и Елисаветой тому, что Бог совершил в истории рода человеческого, в судьбе нашего народа, лично в судьбе каждого из нас. Можно быть толпой, присутствуя в самой церкви. Радоваться песнопениям, не задумываясь о смысле праздника, о глубине того, что этот праздник раскрывает в нашей жизни. А нужно быть теми, кем явились святые праведные Захария и Елисавета в день рождения их младенца.

Когда человек чисто внешне участвует в празднике, его радость можно уподобить огню, который недолго горит. Она горит до тех пор, пока есть достаточно дров, чтобы возгревать этот огонь. Но проходит немного времени, и остаётся только пепел. Для подлинного участия в том, что Господь дарует нам, требуется иное отношение. Тогда пламя радости будет таким, которое даёт узнать присутствие Самого Бога в этом событии, в этом празднике. Тем, что освящает всю нашу будущую жизнь, укрепляет нас мужеством принять любой зов Господень, потому что мы знаем, что Господь присутствует во всех событиях нашей жизни, и Он предваряет нас заранее Своей милостью. Он исполняет все обещания, которые когда-либо Он давал верным Своим. И Он ведёт нас к жизни совершенной.

О трёх вещах будем помнить, совершая сегодняшний праздник. То, чему учит Предтеча. О покаянии прежде всего. Покайтесь, говорит он, ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть путь всего рода человеческого и каждого из нас. Чем больше мы сознаём, насколько это Царство Божие приблизилось, чем глубже даётся нам пережить праздник, узнать благодать Христову, тем осмысленнее будет наше покаяние, изменение всей нашей жизни с серой, тусклой, греховной на прекрасную, Богом преображаемую.

Во-вторых, Предтеча послан для того, чтобы уготовить путь Господень. Каждый из нас в этом смысле должен быть предтечей для Господа. Предтечей для другого человека, чтобы жизнью своей открыть другому человеку истинную подлинную жизнь во Христе. И предтечей для самого себя. Уготовить Господу крещение огнём и духом, благодатное познание того, что Бог есть, покаянной жизнью, жизнью по правде Божией.

Наконец, Предтеча – это тот, чей взор всецело устремлён на Христа. Он забывает о себе, он не видит себя, он радуется тому, что становится всё меньше и как бы совсем исчезает, оттого что Христос является другим. «Се, Агнец Божий, вземлющий грехи мира», – говорит он о Христе. И Откровение апостола Иоанна Богослова говорит нам о браке Агнца. О Том, Кто берёт на Себя грехи мира, сподобляет всех кающихся небесной радости быть вместе с Вечным Женихом. Но путь этот предполагает такую верность Господу, о которой Сам Христос говорит: «Се Аз посылаю вас как агнцев посреди волков». Чтобы мы приняли с благодарностью от Бога честь и милость быть одного с Ним рода, человеческого и Божественного, по дару Христа. Первым, в котором вслед за Божией Матерью является больший из рождённых женами.

Протоиерей Александр Шаргунов