Архив:
3 июля 1174 года, 840 лет назад был убит князь Владимиро-Суздальский Андрей Боголюбский
Под кровавые сводки с Украины и русофобские проклятия самое время помянуть святого князя – первого собирателя Северо-Восточной Руси Андрея Боголюбского, который первым понял, что продажный и уязвимый для всех врагов Киев не может оставаться столицей сильного Русского государства.
Андрей Боголюбский был вторым по старшинству сыном Юрия Владимировича Долгорукого и внуком Владимира Мономаха. Будущий великий князь родился предположительно в 1110 или 1111 году на Северо-Востоке Руси, в Ростово-Суздальской земле.
В 30-х годах XII столетия Юрий Долгорукий вступил в борьбу за главный древнерусский стол. Андрей сопровождал отца во время военных действий и провёл несколько лет на юге Руси в постоянных битвах и походах. Молодой князь отличался личной храбростью и удалью. Под ним убивали коней, сбивали с головы шлем. При этом по окончании битвы отважный воитель превращался в рассудительного и хладнокровного политика.
Андрей принимал участие в изгнании одного из своих противников из Рязани, во взятии Киева, в походе на Волынь, во время которого чуть не погиб от рогатины немецкого наёмника. Но несмотря на воинскую удаль и популярность в среде дружины, князь Андрей Боголюбский больше всего любил Северо-Восток. В междуречье Оки и Верхней Волги в эти годы шла усиленная внутренняя колонизация целинных земель, строительство новых городов, возведение крепостных стен, церквей и монастырей. Излюбленным городом Андрея был небольшой в те годы пригород Суздаля, Владимир-Залесский, данный ему отцом Юрием Долгоруким в качестве удела.
В 1154 году Юрий Долгорукий становится полноправным киевским князем, а Андрей во второй раз занимает стол в Вышгороде. Однако уже на следующий год Боголюбский уезжает на свой любимый Северо-Восток. При этом он захватывает с собой из Вышгорода икону Богоматери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой. Эта икона впоследствии получает статус одной из величайших русских святынь и становится известна под именем Владимирской. По преданию, по пути князя из Владимира в Ростов кони остановились и не захотели идти дальше. Андрей сделал привал, и ночью ему явилась Богоматерь, которая велела оставить икону во Владимире. Князь так и сделал, а на том памятном месте построил свою любимую резиденцию Боголюбово, по которой впоследствии и получил своё прозвище.
В 1157 году умирает Юрий Долгорукий, и Боголюбский становится ростово-суздальским князем. Причём его избирают вопреки завещанию отца, который прочил Андрею киевский стол, а с жителей Ростова и Суздаля взял клятвы, признающие права на эти города его младших сыновей. Однако, очевидно, кипучая энергия Боголюбского и его рассудительность оказались для населения северо-восточной Руси более весомыми доводами, чем обещания, данные старому князю.
В дальнейшем Андрей Боголюбский, биография которого становится теперь навсегда связана с Ростово-Суздальской землёй, предпринимает действенные меры по укреплению единоличной власти. Он окончательно переносит столицу своего княжества во Владимир. Вчерашний пригород становится престольным градом громадной территории, занимающей всё междуречье Оки и Волги, а также многие другие земли. Данная мера должна была ограничить влияние Суздаля и Ростова, которые управлялись каждый своим вече.
Будучи признанным великим князем и главой рода Рюриковичей, Андрей впервые не переехал в Киев, оставшись на своём уделе. Этим он, во-первых, утверждал своё наследственное право на Ростово-Суздальское княжество, а во-вторых, подчеркивал силу и могущество Северо-Восточной Руси.
Совершал Боголюбский и походы против внешнего врага, в Волжскую Булгарию. После одной из таких экспедиций против немолодого уже государя созрел заговор. Несколько приближённых князя, среди которых летопись называет бояр Кучковичей (Андрей был женат на их сестре), ключника Анбала Ясина и некоего Ефрема Моизича, ночью ворвались в комнату своего господина. Как сообщает предание, Боголюбский хотел было схватиться за меч святого Бориса, но тот был предусмотрительно заранее вынесен ключником Ясином. Физически сильный князь голыми руками сражался в темноте против нескольких противников, но в конце концов был убит.
Впоследствии Андрей Боголюбский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Его фигура и особенно роль князя в древнерусской истории стоит некоторым особняком среди правителей домонгольского периода. По сути, именно Боголюбский заложил будущие контуры Великой Руси, из которой впоследствии родится Россия. Недаром историк Костомаров называл Андрея Юрьевича «первым великорусским князем». Как напоминание о выдающемся князе остались построенные при нём города и храмы, и среди них – одна из прекраснейших жемчужин Древней Руси – церковь Покрова на Нерли.
Игорь Олегович МЕРКУРЬЕВ