Православные люди, объединённые не только общей приходской жизнью, но и живущие в одном районе, имеющие общую заботу о развитии Православия на своей малой родине, вместе участвующие в благоустройстве своей территории, с точки зрения наших традиционных ценностей, могут принести большую пользу Церкви и Отечеству, — именно вместе, не каждый сам по себе.
Влияние одного прихода на происходящее в районе или городе всегда ограничено, но объединённые местной православной общественной организацией православные люди могут стать влиятельной и авторитетной силой, с мнением которой будут считаться. В качестве примера можно рассказать о случаях, которые происходили и происходят во многих малых городах России, где лучшие городские площадки для массовых мероприятий предоставлялись сектантам. Почему? Да потому, что любой мелкий чиновник всё ещё может сказать священнику или правящему архиерею: «Я вас очень уважаю, но по закону они (сектанты) тоже имеют права».
С точки зрения наших законов, чиновник может быть прав, но с точки зрения сохранения российских традиционных ценностей — нет. К тому же зачастую законодательное рвение чиновника подкреплено вознаграждениями от сектантов. Такой чиновник может сказать священнику: «Это ваше личное мнение, батюшка, поскольку кроме вас никто об этом не выражает своей озабоченности, православные-то все молчат…». Да, православные всё ещё молчат, надеются, что местная власть со священством найдут пути решения возникающих проблем. Но роль священства вовсе не в том, чтобы устранять конфликты с властью. Кроме того, священству более подобает быть над спором граждан и власть имущими. Говорить о том, что местные власти без устали работают во благо своих граждан, не приходится. Во многих районах местные чиновники свои вотчины воспринимают как личные владения, где они властны творить что хотят. Но если здесь есть авторитетная и влиятельная местная православная организация, которая может конструктивно выразить своё отношение к происходящему в городе, районе, оценить тот или иной поступок чиновников, то тогда они вынуждены учитывать мнение православного населения.
Как пример эффективной общественной работы на местном уровне рассмотрим действия местной православной организации по защите детского православного приюта «Никита» при храме великомученика Никиты в д. Бывалино Павлово-Посадского района Московской области.
В марте 2007 года подмосковное Министерство образования своим письмом в подведомственные учреждения фактически ввело запрет на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в православные общины. Это письмо было воспринято на местном уровне как директива, имеющая целью административный запрет деятельности негосударственных православных образовательных учреждений для детей-сирот.
А в июле 2007 года прокуратура Московской области признало рекомендации областного министерства образования незаконными.
Приют «Никита» в начале февраля (!) 2007 года подвергся нападкам со стороны местной прокуратуры и местных проверяющих органов, уже тогда добивавшихся его закрытия. Представители санитарной службы обнаружили, что в нём как бы не хватает унитазов, моечных ванн для посуды, нашли ряд других «нарушений». Организованной травле подвергся не только детский приют «Никита», но и другие приюты: в городах Владивосток, Владимир, Волжский, что свидетельствует о спланированной провокации Министерства образования, имеющей целью вызвать негодование у Русской Православной Церкви и православной общественности по отношению к центральной власти.
Правовое решение ситуации о сохранении приюта «Никита» не предвещало успеха. Власти на местах выдвигали всё новые требования, например, «повелевали» построить новую кухню (а куда устроить детей на время строительства, где взять средства — это их не интересовало). У них явно была другая цель. Эти опасения подтвердились, когда настоятелю через третьих лиц было предложено создать некий фонд по распределению бюджетных средств, направляемых государством на сиротские нужды.
На собрании попечителей и друзей детского православного приюта «Никита» было принято решение о «переводе» возникшей ситуации из правового поля в общественно-политическое и, заручившись поддержкой граждан, общественных, политических деятелей, пресечь попытки закрыть приют для детей. Было создано региональное общественное движение «Спасём “Никиту!», — движение в поддержку приютов Русской Православной Церкви. Защитники приютов не оставляли надежды и на правовое решение ситуации. По этому направлению работали профессиональные адвокаты.
Создание общественного движения явилось очень важным, определяющим фактором достигнутой впоследствии победы. Дело в том, что вокруг было много людей, которые хотели помочь, но не знали как. Не было организующего направленного действия, способного «подключить» к процессу защиты местное (и не только) население. Общественное движение смогло решить эту задачу, опубликовав в районной газете лист по сбору подписей в поддержку приюта «Никита». Кроме того, в интернете был создан сайт движения. Общественным движением была организована широкая информационная кампания. Результаты этой работы таковы: репортажи на федеральных каналах телевидения: «Первом», «Россия», «НТВ», «ТВ-Центр». Статьи в центральных, местных газетах и журналах, интернет-изданиях и информационных агентствах: «Кремл.орг», «Интерфакс», «Известия», «Человек и Закон». О закрытии православного приюта высказались: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, иерархи Русской Православной Церкви, известные общественные и политические деятели, творческая интеллигенция. Изначально информационная кампания была построена на утверждении: «Местные чиновники и Министерство образования дискредитируют центральную власть».
Позиция местного православного сообщества совпадала, по сути, с позицией настоятеля. Но если на настоятеля местная власть могла оказывать давление, то на организованное местное сообщество оказывать давление было невозможно.
Кроме того, духовенство не всегда может высказывать своё мнение о действиях местной власти открыто, в силу существующей церковной дисциплины и по другим причинам, но православные миряне могут свободно выражать своё отношение к тем или иным событиям. С началом сбора подписей местные чиновники заметно поостыли в своём желании уничтожить приют, а детей «распихать» по детским домам. Как опытные конъюнктурщики, они осознали, что всё это может закончиться не в их пользу. Так была одержана наша победа.
«Впервые за многие годы взаимодействия общества и власти активная гражданская позиция православной общественности, деятелей науки и культуры, представителей СМИ позволила не на словах, а на деле защитить права сирот и остановить наступление на православные приюты»,— сказал директор подмосковной Свято-Алексеевской гимназии Максим Лесков. По его словам, произошедшее стало «хорошей школой публичного диалога с властью, адекватного, цивилизованного ответа на чиновничий беспредел».
Николай Николаевич БОНДАРЕНКО