Олег Неменский - Русофобия как идеология

Архив: 
Русофобию, на мой взгляд, можно рассматривать не просто как неприязнь к России и русским, но как довольно цельную идеологию, то есть особый комплекс идей и концепций, имеющий свою структуру, свою систему понятий и свою историю генезиса и развития в западной культуре, а также свои типичные проявления.


Наиболее близкий аналог такой идеологии – это антисемитизм, имеющий свои конкретные исторические формы. Примерно до XI века отношение к евреям в Европе было довольно терпимым. Это было связано и с позицией официальной Церкви, имело своё богословское обоснование. Однако в XI–XIII вв.

отношение к евреям на Западе резко изменилось. В евреях стали видеть слуг дьявола, их обвиняли в похищении христианских младенцев и ритуальных убийствах, осквернении причастия, в подготовке заговора против христиан и т. д. С конца XIII века встречаются факты изгнания евреев из городов и целых стран.

Есть основания видеть основной источник этих идей в регионах Средней Германии. Уже во второй половине XIX века он был осмыслен в понятиях расовой теории, приведя в скором времени к масштабным геноцидным практикам.

Представляется, что в случае с западным отношением к России и русским мы имеем дело с явлением подобного же рода. В связи с этим необходимо сформулировать общие критерии выявления русофобии, которые могли бы применяться не только в области науки, но и в сфере государственного законодательства, ведь противодействие распространению русофобии и в России, и в остальном мире – политическая задача, значимость которой уже трудно отрицать.

Русофобия как идеология сложилась в XVI веке, и это было связано главным образом с польским военным проникновением на восток, на русские земли. Польша как территориально самая близкая к России католическая страна исторически была основным источником информации о русских для Западной Европы. Кроме того, с XIV века Польша стала проводить активную наступательную политику на русских землях. Годы Ливонской войны стали временем активного «открытия» Западом Московской Руси и утверждения основных форм её образа на Западе. Развитие печатного дела позволяло издавать большими тиражами многочисленные сочинения о Московии, её быте и нравах, которые распространялись по всему Западу. Это была сильнейшая пропагандистская кампания, направлявшаяся Польшей и Католической Церковью, которой Россия ничего не могла тогда противопоставить. Массовое появление брошюр «разоблачительного», то есть диффамационного характера о русском народе и его обычаях, Московском государстве и его правителях превратило Московию в сознании западных обществ в анти-Европу, страшную и очень опасную страну, соединяющую в себе все известные пороки человеческого рода.

К XVII веку поляки резко отделили Россию от Европы, защищая идею о её азиатскости, то есть ориентальности. Ориентализация ставила в активную позицию в отношении «Востока» – его надо окультуривать, нести ему порядок и просвещение. Так, к началу XVII века была разработана польская колониально-аннексионная идеология в отношении Московского государства. А большая польская эмиграция на Запад в XVIII–XIX вв. распространила и утвердила эти взгляды среди культурных и политических элит других западных народов.

Постепенно сложился специфически европейский комплекс идей о России. Утвердилась единая система понятий, знаков, символов, метафор и определений, через которые стало принято описывать Россию и что-либо русское, – и всегда это имело радикально негативную оценку. Задаваемые стандарты описания и можно обозначать термином «русофобия». Эта система взглядов в почти неизменном виде существует в западной культуре до сих пор.

Итак, русофобия – это западная по происхождению идеология, утверждающая злую природу русского народа. Согласно с нею русский народ наделяется некими уникальными свойствами, обусловливающими его тягу ко всему низменному. Русские представляются не способными ко всему тому, что составляет человеческое достоинство у других народов, и это объясняется генетически и культурно-исторически. Логика русофобии основана на противопоставлении русского и европейского как дурного хорошему. В связи с этими свойствами русские как народ видятся принципиально враждебными Западу, а Россия – как сущностно иная, чуждая цивилизация.

Русофобский образ состоит из ряда идеологем, которые стабильно воспроизводятся из века в век. Согласно ему, русские – это народ, не способный к самоуправлению и потому вожделеющий рабского состояния. Форма правления в России – всегда тирания, подразумевающая абсолютную власть правителя и слепое ему подчинение. На основе этих характеристик построены целые исторические концепции. Согласно им, русская «культура тирании и рабства» обусловлена сочетанием византийского Православия и татарского деспотизма. Таков в целом русский образ в западной культуре: это большая страна, во всём обратная цивилизации, населённая рабским народом, нелюдьми, слепо подчиняющимися всевластным правителям, страна повсеместной жестокости и насилия, агрессивная в отношении всего остального мира, желающая его подчинить и уничтожить всё доброе на земле. Это «Империя Зла» – очень точная формулировка западного восприятия России. Для самого Запада русофобия является основой для чувства превосходства, а оно само по себе требует постоянного самоутверждения.

При разговоре о русофобии нельзя обойти такую тему, как русская русофобия. Есть неплохое слово для её обозначения – самоненавистничество. Это явление стало обсуждаемым в русском обществе ещё в первой половине – середине XIX века. Тогда появились и активно позиционирующие себя самоненавистники, и их критики. Главнейшее свойство русского самоненавистничества – это, выражаясь словами А.С. Пушкина, «нежная любовь» к другим народам.

Русская русофобия является, конечно, специфически местным явлением, но напрямую связана с русофобией западной и является её прямым перенятием. Именно по мере восприятия российской интеллектуальной средой русофобских идей формируется самоненавистничество. Со времени активного проникновения польской культуры в высшие слои русского общества (вторая половина XVII века), а потом и петровских практик отправления дворянских детей учиться на Запад в России сложился необычный тип русского культурного человека, как бы отчуждённого от своей культуры в пользу западной.

Ещё одной вариацией русофобии является украинский национализм. Тотальное отрицание русскости неминуемо привело к появлению идеологий, предлагающих русским людям отказ от русской идентичности и традиции в пользу нового суррогата, имеющего радикально прозападные основания. Украинство – это прямое логическое продолжение русофобской идеологии, только в местном приложении и в форме национализма. Благодаря этому украинство несёт в себе все основные идеологемы русофобии – неславянское происхождение «москалей», отрицание исторического и этнического единства Руси, противопоставление украинцев россиянам с наделением последних всеми возможными негативными характеристиками, утверждение злой природы российской государственности как извечно агрессивной и жестокой и т. д.

Надо с сожалением констатировать, что русофобская информация уже стала частью самосознания и информационной среды современных русских. В результате можно сказать, что русскому самосознанию свойственно сильное чувство затравленности. У русских сейчас нет господствующего позитивного самообраза, что делает их очень зависимыми от внешних оценок. Соответственно возникает и болезненная зависимость от русофобских отзывов со стороны.

Русофобская идеология – это явление, которое требует тщательного осмысления и активной борьбы. Необходимо проводить глубокое изучение её источников, характера, проявлений и последствий. Последнее время в российском обществе нередко обсуждают т. н. «клюкву» – стереотипные образы русских, воспроизводящиеся в западной культуре. Однако то, что существует на народном уровне, должно иметь соответствие и в серьёзной государственной политике, в деятельности крупных общественных организаций.

Россия должна продумать стратегию своего присутствия в западном информационном пространстве, создать систему своих каналов влияния, тактику работы с русофобией. Давно назрела идея создания русской Антидиффамационной лиги (подобной той, какая существует у евреев). Практика борьбы с антисемитизмом, зарекомендовавшая себя как очень успешная, показывает и образцы работы с русофобией.

Нужны специальные научные организации, занимающиеся мониторингом и изучением русофобии. Такие организации могли бы отслеживать информационную активность русофобов, разоблачать их заявления. Уже не раз совершались попытки организации чего-то подобного, но опыт ясно свидетельствует, что без серьёзных денежных вложений такие инициативы не могут быть долговечными.

Требуется добиться осуждения русофобии на международном уровне. После Второй мировой войны был осуждён антисемитизм, а русофобия – нет, хотя русских тогда пострадало никак не меньше, да и идеологические основы для уничтожения русского населения в Третьем рейхе были весьма основательными. Но проблема была не только политической – у нас не было самого концепта русофобии как идеологии. В 2005 году ООН приняла очередную резолюцию против антисемитизма. Было бы очень важным добиться и принятия подобных документов по русофобии.

Работа с соотечественниками за рубежом должна касаться и русской правозащиты. По сей день русских за рубежом почти никто не защищает. В Европе и США нет русского лобби, и потому ни у кого нет и потребности проводить самоцензуру своих русофобских высказываний.

Нужна правовая оценка любых актов русофобии, необходимо ввести определение русофобии в законодательство России, обеспечить защиту населения от её проявлений. Противостояние русофобии может стать частью национальной идеологии.

Русофобия – явление, возникшее одновременно с возрождением русской государственности в XV–XVI веках и по сей день не имеющее серьёзных преград к развитию и распространению. Наоборот, существует обратная политкорректность, способствующая русофобским высказываниям.
Это положение дел надо менять.

Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ,
старший научный сотрудник
Российского института
стратегических исследований