Протоиерей Александр Шаргунов - Мы все – царственное священство

Архив: 


22 июня – Собор Всех святых, в земле Русской просиявших


 

Это событие первого призвания апостолов может быть понято в свете Пятидесятницы, которой живёт Церковь. Ибо мы поистине та же самая Церковь, призванная Господом. Быть Церковью значит быть призванными вместе с первыми учениками Христовыми. Мы – таинство этой Церкви, мы и есть та самая апостольская Церковь.

В этой Церкви, в этом общении Духа Святого должен каждый из нас без конца слушать зов Христов. Всякий из нас призван – в каком бы возрасте он ни был. Христос не оставляет нас. Мы не просто Его посланцы в этом мире, мы – Его тело. Наш воскресший Господь – вовеки живой. Мы – таинство Его тела, Его видимое явление для мира. Всё заключается в этом Его присутствии. И в этом единении, где мы слуги всех в Едином Слуге Иисусе Христе, как Он Сам Себя называет на Тайной вечери. Он и есть наше служение, зов, обращённый ко всем нам со дня нашего крещения и вхождения Духа Святого в нашу жизнь, наше призвание, о котором мы часто забываем. Мы все призваны проповедовать Евангелие, но мы не можем всегда это делать. Каждый из нас равным образом призван быть ответственным за подлинность человеческого общения, за любовь, но мы не всегда оказываемся способными это исполнить. Однако у нас есть призвание, которое будет длиться вечно, – призвание священства. Мы все царственное священство – даром Святого Духа, Его вхождением в нас с самого нашего крещения.

Что значит быть священником в Едином Священнике – Иисусе Христе? Это значит быть Его присутствием, Его ликом перед другими людьми, и одновременно быть их присутствием, их лицом пред Богом. Если мы принимаем наше призвание и если мы правдивы в своём выборе, мы должны будем признать, что это призвание – крестное. Оно есть четвертование, казнь на кресте. Потому что, с одной стороны, мы грешники, как все, больше чем все, потому что нам больше дано, и мы едины с их страданием, а самое великое страдание человека – в том, что нет Бога в его жизни. Всё его несчастье проистекает из этого. И в то же время мы уже святые. Мы едины с любовью распятого Бога к людям. Ибо страдание Бога, ставшего человеком, – в том, что те, за кого Он отдаёт Свою жизнь, не знают Его и не живут Им. Это двойное единство, которого мы не можем избегнуть, делает нас распятыми подобно Христу, и тайна Его Креста постоянно присутствует в нас.
 

Но благодаря этому Христос – наше воскресение, наш вечный союз с Богом, наш мир. И благодаря этому даром Христа мы можем быть также великим даром воскресения миру. Что происходит за каждой Божественной литургией? Мы реально вступаем в тайну того, что мы все – народ Божий, царское священство. Мы становимся приношением Богу. Приношением чего? Под видом хлеба и вина мы приносим всё, что должно быть принесено Ему. Не только самих себя – всех во Христа крестившихся – оставим Богу исчисления, сколько в нашей стране православных христиан не только по имени. Господь заботится о нас, позаботимся мы о других. Принесём Господу всю нашу страну, весь мир, всех любящих и ненавидящих нас, как говорим мы в наших молитвах, ибо не знают они, что творят.

Принесём всех, кто страдает, всех, кто сеет вокруг себя смерть, ибо они не знают любви, которой их любит Бог. Это чудо Креста, эта сила Духа Святого проникает в хлеб Евхаристии, наполняет его, преобразует его, делает живым Телом Христовым, которым мы должны стать, причастившись ему, чтобы давать жизнь другим.

Протоиерей Александр Шаргунов