Архив:
1 июня – День памяти святого благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского
Он жил в переломную для Руси пору. Он принёс ей великую победу. Но не сумел дать свободы. От этого подвиг князя и его ратников ничуть не теряет цены перед лицом Господа, перед вечностью. Ведь святость Дмитрия проявилась в том, что в решающий час он действовал в полном согласии с Божьей волей.
Русский с китайцем
Современные сторонники стратегического альянса России с Поднебесной вряд ли помнят, что некогда наши страны уже были частями одной империи – монгольской. Золотая Орда была государством в её составе.
Шанс выйти из-под её контроля у русских появился, когда там разразилась смута – Великая Замятня, как называют её летописи. Началась она, как водится, с семейной драмы. Хана Джанибека, согласно ряду источников, убил собственный сын Берлибек и захватил престол. Вскоре последний был убит своим братом Кульпой. А тот, в свою очередь, младшим из сыновей – Наврусом. Этот кровавый сериал спровоцировал у многих других потомков Чингисхана желание в нём поучаствовать.
И буквально через год – в 1361 году – Наврус был свергнут новым претендентом – Хузром, который велел казнить последнего из сыновей Джанибека вместе со всей семьёй. Вот такие нравы царили в Орде, куда на поклон за ярлыком на княжение отправлялись со времён Батыева нашествия некогда гордые Рюриковичи.
Дальше началась форменная «кутерьма». Это слово, судя по всему, как раз тогда пришло в русский язык в его общеизвестном значении. Дело в том, что обряд возведения на трон в Орде назывался «кутерьмяк». Частью церемонии было несение нового хана на войлоке. Эта процедура происходила в то время с такой частотой и, видимо, порой при таких безобразных обстоятельствах, что стала для наших предков синонимом безсмысленной суеты и безпорядка.
К концу 60-х годов образовалось два центра силы. На территориях от Волги до Крыма хозяином был Мамай. Сам он не был потомком Чингисхана, а поэтому претендовать на высшую власть не мог. Зато он весьма эффективно манипулировал марионеточными царевичами с правильной родословной. Заволжье было ему неподконтрольно. Там продолжалась «кутерьма».
Надо учитывать, что прежде в ситуации династического кризиса своё веское слово мог сказать верховный владыка монгольской державы, по совместительству являвшийся китайским императором. Однако в 1360 году Китай восстал. И в 1368 году монгольская династия Юань была свергнута. На смену ей пришла китайская династия Мин. Соответственно, всё громадное пространство, находившееся во власти потомков Чингисхана, осталось без верховного арбитра.
Всё это прекрасно понимали на Руси, поскольку князья были глубоко вовлечены в ордынскую политику. В том числе вынуждены были предоставлять свои воинские контингенты и сами выступать в поход по приказу хана.
Московский князь Дмитрий Иванович понял, что сложившаяся ситуация даёт шанс выйти из-под монгольского контроля. Он несколько раз демонстративно отказывается подчиняться Мамаю. И тот тоже всё понимает…
Мамаево побоище
В 1374 году Мамай отправил своих послов и отряд из 1500 воинов в Нижний Новгород. Целью, судя по всему, было заставить князя Дмитрия Суздальского отказаться от поддержки его московского тёзки. По прибытии в город монголов в нём вспыхнуло восстание. Большинство посланников и воинов Мамая были убиты, а старший посол и его личная охрана захвачены в плен.
Историк Георгий Вернадский пишет: «До сих пор русские князья всегда были готовы подавить народные бунты и помочь монголам в восстановлении их власти. На этот раз князь Дмитрий Суздальский – вне всякого сомнения, действуя по указанию своего сюзерена Дмитрия Московского, – одобрил поступок горожан. Всех захваченных татар доставили в Нижний Новгород. В следующем году князь Василий (сын Дмитрия Суздальского) приказал разделить пленников на небольшие группы и заключить в тюрьмы разных городов. Когда они отказались подчиниться и попытались оказать сопротивление, их всех умертвили». Это было, конечно, тяжелейшее оскорбление Мамаю.
В ответ он передаёт ярлык на великое княжение Владимирское Михаилу Тверскому. Тем самым стремясь поставить на место Дмитрия. Но это ничего не меняет. Московский князь остаётся на Руси старшим.
Последовали набеги на русские земли. В битве на реке Пьяне московские воины были разгромлены. Но зато сражение на реке Воже закончилось полным разгромом татар и гибелью нескольких их князей. Прямое и масштабное столкновение становится неизбежным.
Русский поход навстречу врагу в донские степи благословил великий молитвенник за нашу землю святой Сергий Радонежский. Одной человеческой волей, одной человеческой силой татар было не одолеть. Это была метафизическая схватка за право не быть рабом, возмездие за вековое унижение. И потому в бой святым Сергием были посланы два монаха-воина – Пересвет и Ослябя.
Вторжение Батыя некогда фактически уничтожило величественную и прекрасную Гардарику («страна городов» из скандинавских саг). Города эти были сожжены. Жители частью перебиты, частью проданы в рабство. Гордые князья стали коллаборантами, ибо сила солому ломит.
И вот теперь Дмитрий Иванович наносил ответный удар. Битва на Куликовом поле многократно и красочно описана. Победа стала прежде всего торжеством Православия, заложила основу для созидания нового единого русского государства.
Но она же фактически дала возможность консолидироваться Орде.
Горящая Москва
Понесший тяжёлые потери, но вовсе не утративший амбиций Мамай готовился к новому походу на Москву, когда ему был брошен вызов могучим конкурентом. Монгольский царевич Тохтамыш, у которого с родословной в отличие от Мамая было всё в порядке, заручившись поддержкой самого «потрясателя вселенной», «железного хромца» Тимура, заявил о своих претензиях на власть.
Битва двух степных армий произошла в 1381 году на берегах реки Калки, недалеко от того места, где в 1223 году монголы нанесли русским первое поражение. Мамай, который после потерь, понесённых на Куликовом поле, вряд ли сумел собрать столь же мощную армию, потерпел сокрушительное поражение и бежал в Крым. Там он был убит генуэзцами, позарившимися на его сокровища. «И так окончилось во зле зло Мамаевой жизни», – резюмировал русский летописец.
А Тохтамыш тем временем заявил свои претензии на Русь. В 1382 году он во главе сильной армии подошёл к Москве. Князь Дмитрий незадолго перед этим покинул город, чтобы собрать на севере своих владений войска. Столица, по его расчётам, должна была устоять. Особенно учитывая то, что на белокаменных стенах было установлено новое оружие массового поражения – пушки.
И действительно, трое суток монголы штурмовали город, но каждый раз откатывались назад. И тогда Тохтамыш решил использовать коллаборантов. Хан обещал, что, если москвичи откроют ворота, он удовлетворится «малыми дарами», и никто не пострадает. Два сопровождавших его суздальских князя поклялись в искренности этого предложения.
Горожане поверили и горько поплатились за это. Последовали резня, грабёж, пожар. После взятия столицы мятежных данников Тохтамыш спокойно вернулся на Волгу. Монгольский порядок, по его мнению, был восстановлен.
Георгий Вернадский пишет: «В 1383 году будущее Руси выглядело поистине мрачно. Одним ударом Тохтамыш восстановил контроль монголов над Русью, а Золотая Орда теперь казалась сильнее, чем когда-либо. Представлялось, что русские много лет должны будут оставаться в подчинении у монголов, пока смогут накопить новые силы».
Русь снова должна была платить дань. Причём не только золотом, но и кровью. В 1388 году Тохтамыш пошёл в поход на своего благодетеля Тимура. Он собрал огромную армию, в которую, согласно сообщениям восточных источников, входили воинские соединения всех подвластных ему народов.
В том числе в ней были московские и суздальские полки под командованием сына князя Дмитрия – Василия. На берегах Сырдарьи произошёл бой, не принесший победы ни одной из сторон. После него Тохтамыш отступил в Казахстан и позволил русским вернуться домой.
В мае 1389 года, вскоре после возвращения Василия в Москву, великий князь Дмитрий скончался. Казалось, что дело его потерпело поражение. Но это было дело не человечье, но Божье…
Тимур и его команда
Когда читаешь о походах Тимура, о стёртых с лица земли городах, о пирамидах из черепов, возникает резонный вопрос: чего ждал от своего сына советский детский писатель Аркадий Гайдар, выбирая для него такое имя? Впрочем, речь не о большевистской орде, а о монгольской. А ей сокрушительный удар нанёс именно Тимур, чем невольно способствовал новому возвышению Москвы.
Несколько лет продолжался обмен набегами между Тохтамышем и «железным хромцом», пока он наконец не собрал силы для окончательного решения ордынского вопроса.
В апреле 1395 года в долине реки Терек состоялось страшное сражение, закончившееся полной победой Тимура. Тохтамыш бежал, но неумолимый враг последовал за ним. Тимур взял под контроль низовья Волги и, отрядив воинов на поиски своего многолетнего соперника, во главе армии двинулся на Русь.
Казалось, спасения нет. Самая мощная военная машина тогдашнего мира надвигалась на Москву. Уповать можно было только на помощь Господа. По благословению митрополита Киприана в Москву из Владимира была перенесена икона Божией Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом апостолом святым Лукой.
26 августа, в день её прибытия в столицу, Тимур внезапно объявил об окончании похода и повернул армию вспять. Согласно легенде, он был смертельно испуган сном, в котором он увидел Богоматерь с сонмом безчисленных небесных воинов.
Современному критическому сознанию поверить в подобное, возможно, нелегко, но никакого рационального объяснения отступления Тимура не существует.
На обратном пути зимой 1395–1396 годов он подверг жесточайшему разгрому два главных центра Золотой Орды – Астрахань и Новый Сарай, или Сарай-Берке. От этого удара государство, созданное Батыем, уже не оправилось. Набеги на Русь ещё были, но крупного похода, аналогичного рейду Тохтамыша на Москву, ханы Золотой Орды организовать уже не могли. Окончательное освобождение становилось вопросом времени.
Удивительно, но благодаря тому же безпощадному Тимуру на полстолетия было отсрочено падение Константинополя. В 1402 году он разгромил поблизости от современной Анкары армию турецкого султана Баязида Молниеносного, чем радикально ослабил наступательный потенциал османов.
Воистину, когда, казалось бы, нет надежды, во избавление посылается «бич Божий»…
Дмитрий Борисович
ТАРАТОРИН