Алексей Мишин - Опасные игрушки

Архив: 


  1 июня – Международный день защиты детей


 



Недавно мне удалось побывать в одной из московских школ на родительском собрании четвёртых классов. На мой вопрос, есть ли у ваших детей планшеты, утвердительно ответили 80% родителей. Когда я им заявил, что это ужасно, некоторые из них мне с удивлением ответили: «А что тут такого? Мы им на планшете только развивающие игры даём».

С грустью приходится констатировать, что большинству современных детей планшеты и гаджеты попадаются в руки с 7 до 10 лет. Сразу скажу, что это тот самый возраст, когда подобные игрушки могут причинить максимальный вред здоровью ребёнка. В этот период у детей интенсивно развиваются костно-мышечная система и позвоночный столб. Много раз приходилось наблюдать, как ребёнок стоит или сидит, сгорбившись, за своим планшетом.

 В таком положении он может находиться порой часами. А если у ребёнка неправильно формируется осанка, что ведёт к сколиозу и другим заболеваниям, то, значит, неправильно будут развиваться и костно-мышечная система, сердце, лёгкие и другие внутренние органы. Позвоночник влияет буквально на всё! Итак, первое, что мы можем получить, – серьёзные проблемы со здоровьем.

Кроме того, детскими психологами и физиологами отмечается, что в период с 7 до 10 лет ребёнок во многом познаёт мир через осязание, то есть через руки. Именно в это время человечек должен увлекаться рисованием, лепкой и конструкторами, разными развивающими подвижными играми. А когда он работает с планшетом, то ничего не чувствует, кроме этой гладкой тактильной поверхности. Все ощущения теряются. В итоге по-другому развивается его головной мозг.

Также врачи и социологи установили негативную роль планшетов и гаджетов в социальной адаптации ребёнка, а в будущем – и в отношениях с противоположным полом и в создании семьи. Ведь если во время переменки дети сидят, уткнувшись в свои девайсы, и им не нужно общение со сверстниками, то оно не понадобится им и в будущем. А раз так, то ни о какой дружбе, ни о каком создании семьи не будет идти и речи.

Я уже не говорю о разрушительном воздействии на психику различных развлекательных игр и стрелялок. Эти игры воздействуют на ребёнка таким образом, что ему уже невозможно будет отличить доброе от плохого, у него стираются границы между понятиями о добре и зле. В сознании у него размывается грань между реальной жизнью и мультимедийной войнушкой. И в дальнейшем мы можем получить то, что мы получили с тем московским школьником, который расстрелял своего учителя. Весь этот негатив так быстро, без каких-либо препонов проходит в головной мозг ребёнку и откладывается там на подсознании, что просто диву даёшся!

Ну и последнее, что я хотел бы отметить как детский психиатр. Когда ребёнок смотрит, как по экрану его планшета бегают, прыгают и стреляют мультяшные фигурки, то это зрелище негативно действует через зрительные анализаторы на нервные окончания и головной мозг. Это мельтешение на экране приводит к раздражительности, тревожности, плохому сну. В итоге у нас растёт невротик. Сегодня статистика показывает, что каждый третий москвич страдает тем или иным невротическим расстройством. А здесь мы сами создаём почву для того, чтобы наши дети становились психически больными людьми.

Важно понять: чем позже в руки вашего ребёнка попадёт планшет, тем лучше. Ведь чем старше, тем крепче и устойчивее нервная система и психика человека. Воздействие на его нервную систему и головной мозг в 18 лет будет не таким пагубным, как это происходит у учеников младших классов, а тем более у дошколят. Дайте ребёнку нормальное детство, то детство, когда девочки играли в куклы, а мальчишки – в индейцев.

Алексей Валентинович МИШИН,
врач-психиатр, кандидат медицинских наук,
директор психоневрологического
интерната №30 г. Москвы