Архив:
29 мая - Вознесение Господне
Светлым днём Воскресения дарован роду человеческому залог победы над смертью. Предречение Давидово содеялось действительным событием, и что прежде Давид желал увидеть в песнях, то теперь увидит на самом деле – Христос возносится на Небо. Дивно, каким образом безчестие рода нашего переменилось во славу, а гнев Божий – в величайшее благоволение.
(Слово на Вознесение Иисуса Христа святого Афанасия, епископа Александрийского)
Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V, гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (†407) и Блаженного Августина (†430). Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые подобно Пасхе и Пятидесятнице установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, по Преданию, также усвояет ему апостольское установление. Каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином (†776) и преподобным Иосифом Песнописцем (†883). Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).
Всё, что ни свершал Господь на земле во время пребывания с грешным родом человеческим, свершал с особой, спасительной для нас целью. Таков и таинственный смысл восхождения воскресшего во плоти Господа Иисуса Христа на небо, или Вознесения.
Восставив из мёртвых Свое телесное естество, Богочеловек восходит ко Отцу, чтобы воссесть одесную Его навеки. Отныне человеческая природа, усвоенная Богом, превознесена выше ангельских сил!
Дорогая цена заплачена за искупление наше – Кровь Искупителя, пролитая без остатка на Голгофском Кресте! Истребив грех и растерзав власть смерти, тяготевшей над человечеством, Спаситель прошёл «путём новым и живым», проложил нам дорогу в Царство Своей правды и любви. Скоро низведёт Он благодать Духа, силою которой возрождаются люди в лоне Церкви к жизни с Богом.
Взирая духовными очами на Пречистого Агнца, восседающего на небесном Престоле, мы уразумеваем, какой чести хочет удостоить и нас, Своих детей, премилосердный Спаситель! «Хочу, – говорит, – чтобы вы видели славу Мою, которую Я имел прежде создания мира... Где Я, там и слуга Мой будет... Иду приготовить место вам... Прииду и возьму вас к Себе…»
Никто из верных не утаивается от любящего взора Господа, всех Он объемлет Божественной любовью. Раскинув Свои руки на Кресте, Христос призывает ныне на пир веры сотворённые Им народы, призывая их омыться от скверны плоти и духа в купели крещения и принять спасительный дар Духа Святого.
Как же должно благодарить Бога и как благоговеть перед дарованным нам жребием! Поистине природа человеческая – это драгоценный сосуд для высокого употребления! Наше естество – это нерукотворенный храм, чистоту которого мы призваны блюсти и хранить как зеницу ока.
В свете праздника Вознесения хорошо видны все дела человеческие, всё, что совершается ныне на нашей грешной земле. Мир воистину погружается во тьму богоотступления. Мировые столицы всё более и более напоминают Содом и Гоморру. Человеческую природу идеологи растления приносят в жертву демонам блуда. Сексуальные меньшинства становятся политическим большинством. Россия в одиночку противостоит отрекшейся от христианской нравственности Европе. Забывшие своё духовное первородство люди становятся явными проводниками демонических разрушительных сил.
Молясь Подвигоположнику нашего спасения, вознесшемуся во славе, чая пришествия Утешителя Духа, будем просить Его, чтобы Он всегда сопребывал с нами Своей непобедимой силой. Нося её в себе, мы имеем всё необходимое и достаточное для исполнения воли Господней, дабы непорочными сохранились дух, душа и тело наши в день, когда Бог будет судить дела всех человеков. Аминь.
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ,
духовник Алексеевского ставропигиального женского
монастыря, член Союза писателей России