А.Р.Андреев - Возвращение домой

Архив: 

21 апреля 1783 г. - Присоединение Крыма к Русскому государству

 

Крым в истории Третьего Рима имеет особенное значение, ибо на этой земле христианская православная вера впервые пришла на Русскую землю. Её принёс туда в I веке апостол Андрей, предрекший великое будущее России и основавший первые христианские общины. В 860-е гг. в Крыму побывали святые Кирилл и Мефодий, переведшие потом на славянский язык Священное Писание.
 
В Х веке именно в Крыму, в Херсонесе (ныне это часть города Севастополя), произошло крещение св. равноапостольного князя Владиміра, Крестителя Руси.

Этнографическая история Крыма выглядит довольно пёстро. На фоне сменявших друг друга кочевых народов – тавров, киммерийцев, скифов, сарматов, готов, гуннов, печенегов, половцев – более весомый в культурном и экономическом отношении след оставили греческие поселения, известные там с древнейших времён и объединённые в V в до Р.Х. в Боспорское царство со столицей Пантикапеем (Керчь).

С I века начинается присутствие римских войск, примерно с IV века Черноморский регион всё больше находился под влиянием православной Византии – Второго Рима, которая имела свои опорные пункты и в Крыму, в частности, в VI веке в правление Юстиниана I: Алушта, Гурзуф, Судак, Балаклава, Херсонес. Имелось пять православных епархий, население которых значительно пополнилось беглым духовенством в эпоху иконоборчества в VIII веке.

С формированием своей государственности молодая языческая Русь также всё более активно стремилась утвердить своё влияние на Чёрном море в соперничестве с Византией – со времён легендарного щита князя Олега на вратах Цареграда. С VII века степной Крым завоевали хазары, но их разгром князем Святославом в 865 г. и последующие походы его сына св. Владиміра в 981–988 гг. включили Крым в состав Киевской Руси в виде Тмутараканского княжества, простиравшегося также и на Таманский полуостров. Крещение князя Владиміра в Херсонесе и последовавшее Крещение им Руси принесло примирение с Византией, в это время Чёрное море уже называлось Русским. Укрепление русского влияния происходило одновременно с ослаблением Византии под ударами крестоносцев и натиском магометан.

Татары появились на полуострове в XIII веке после разгрома Руси Батыем, так что коренным народом они там считаться не могут. Захватив богатый Крым, татары превратили его в улус Золотой Орды и в огромный перевалочный пункт торговли славянскими рабами – многие миллионы их прошли через крымские порты в последующие века. В результате ослабления и начавшегося распада Орды власть в крымском улусе в 1367 г. захватил темник Мамай, организовавший в 1380 г. в союзе с еврейскими генуэзскими купцами известный поход на Русь, окончившийся на Куликовом поле.

Однако и после этого крымские татары были постоянным бичом для Руси. Только за вторую половину XVI века было около 50 набегов! Самые разорительные набеги на московские земли происходили в 1516, 1537, 1555, 1570–1572, 1589, 1591, 1593, 1632–1637, 1640, 1644, 1645, 1659, 1666, 1667, 1671, 1688 и др. годах. Не щадили крымчане и западные русские земли под властью польско-литовского государства, а потом и после их воссоединения с Москвой, разоряя особенно сильно в 1489, 1494, 1499, 1500, 1502, 1508, 1509, 1524, 1558, 1577, 1595, 1614, 1641, 1696, 1737, 1769 и др. годах. Храбрые казаки малыми силами неоднократно совершали ответные успешные набеги, а в 1654 г. приняли решение воссоединиться с Москвой в обороне как против турок, так и против ляхов-латинян. Однако поляки, стремясь удержать за собой эти русские земли, чаще предпочитали оборонительному союзу с Москвой союз с татарами против Москвы. Не случайно татары приурочивали свои набеги на Русь к обострению русско-польских отношений.

Их набегам на Русь в огромной мере способствовали сокрушение турками Византии в 1453 г. и распространение их власти на северное Черноморье, при этом Крымское ханство стало вассалом турецкой Порты, где была постоянная потребность в рабах. Так что устранение опасности татарских набегов на русские города было неразрывно связано с освобождением Черноморья от могущественной власти турок. Потому и растянулось решение этой великой исторической задачи на много веков русско-турецких войн, увенчавшись освобождением и возвращением Крыма в состав Руси – уже послепетровской, при Екатерине II.
 

После побед генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. в результате заключения Кючук-Кайнарджийского мира между Россией и Турцией в состав России были включены территория между Бугом и Днепром, а также крепости Керчь, Еникале и Кинбурн. Россия получила выход в Чёрное море. Были подтверждены права России на территорию Кабарды, Азов и приазовские земли, завоёванные ещё Петром I.

Крымское ханство отделилось от Оттоманской империи и провозглашалось независимым. Однако Турция, хоть и согласилась на признание независимости Крыма, готовилась к новой войне. Турецкий султан, являясь верховным халифом, держал в своих руках религиозную власть и утверждал новых ханов, что оставляло возможность реального влияния на Крымское ханство. В итоге татары в Крыму разделились на две группы – русской и турецкой ориентации, столкновения между которыми доходили до настоящих сражений.

Важная государственная задача обеспечения безопасности южных границ России и освоение вновь приобретённых земель были поручены императрицей Г.А. Потёмкину (1739–1791). В конце 1782 г., реально оценивая все преимущества присоединения Крыма к России, Потёмкин излагает своё мнение в письме Екатерине II: «Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш и что нету уже сей бородавки на носу – вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...»

Рассмотрев все доводы Потёмкина в необходимости срочного решения столь важной внешней и внутриполитической задачи, Екатерина II 8 апреля 1783 г. издаёт манифест о присоединении Крыма, где крымским жителям обещалось «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру...».

Признание турками присоединения Крыма к России последовало только через восемь с лишним месяцев. До тех пор положение в Крыму было чрезвычайно напряжённым. Обнародование манифеста должно было произойти после принесения присяги в Крыму и на Кубани, причём Потёмкин лично принимал присягу у крымской знати. Князь приурочил это важное событие ко дню восшествия на престол Екатерины II (28 июня). Сначала присягали мурзы, беи, духовные лица, а затем уже и простое население. Торжества сопровождались угощеньями, играми, скачками и пушечным салютом. Уже 16 июля 1783 г. Потёмкин докладывал Екатерине II, что «вся область Крымская с охотой прибегла под державу Вашего Императорского Величества; города и с многими деревнями учинили уже в верности присягу». Татарская знать ханства торжественно присягала на плоской вершине скалы Ак-Кая под Карасубазаром.

После присоединения Крыма к России многие татары стали покидать полуостров и переселяться к единоверцам в Турцию. Однако для освоения края были нужны рабочие руки. Отсюда, наряду с официальным разрешением и выдачей всем желающим соответствующих документов (паспортов), происходило стремление администрации удержать как можно больше жителей на занимаемой территории. Переселение из внутренних областей России и приглашение на жительство иностранцев начались несколько позднее. Заботясь о сохранении спокойствия в Крыму, Потёмкин 4 мая 1783 г. в ордере генералу де Бальмену писал: «Воля Ея Императорскаго Величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры». Нарушители должны были отвечать «по всей строгости закона».

Так бывшее русское Тмутараканское княжество вернулось в состав Руси-России в новом обличье. Но, к сожалению, это ещё не было концом его мытарств, которые возобновятся в ХХ веке...

По книге А.Р. Андреева «История Крыма»