– Как в трёх соснах, блуждая и кружа,
Ты не сказал о разуме ни разу!
– Соединясь, рассудок и душа
Даруют нам светильник жизни – разум!
Николай РУБЦОВ
В программном стихотворении «Душа» («Философские стихи») Рубцов, следуя православно-христианской традиции этического интеллектуализма, видит в разуме высшую часть души и выражает свою самую сокровенную мысль: душа – это не только нравственная ценность, но и одновременно – путеводная звезда: «И выше счастья в жизни не бывает!». Похоже, ныне Министерство образования и науки решило погасить эту звезду, лишить выпускников счастливого знания и высшего разума
На шумном сборище юных политиканов из движения «Наши», в их лагере около Нило-Столобенского монастыря, министр образования Андрей Фурсенко посетовал на косность педагогов, пытающихся по-прежнему воспитывать в школе человека-творца. При рыночной экономике, по его мнению, в первую очередь нужен человек-потребитель. После публикаций, в том числе и недоумённых, Фурсенко начал уточнять, что имел в виду не покупателя товаров и услуг, а потребителя — как человека, способного воспользоваться преимуществами общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать чужие достижения и технологии. Но у нас теперь модно прикрываться инновациями да технологиями, а усиленно внедряемый ЕГЭ моментально доказал, что поставлена цель взрастить именно потребителя в самом обывательском и социально-упрощённом смысле этого слова. Вот, например, два теста на экзамене по великому и могучему русскому языку:
«Определите значение слова МАРКА в контексте (в контексте — “торговая марка”): 1) Сорт, тип. 2) Клеймо на товаре, обозначающее качество. 3) Жетон для оплаты. 4) То, что клеится на конверт».
Мало того, что все рекламы переполнены навязыванием торговых марок и фирм, так ещё и ЕГЭ по русскому задаёт четыре чисто прагматичных вопроса, чтобы юноша кружил в четырёх соснах потребительства.
А как вам понравится, читатель, вот такое задание:
«В каком предложении надо поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены): 1) XX век — и ядерный и космический и компьютерный по мнению ученых. 2) В саду были вишневые деревья или яблони или груши. 3) Хорошее оформление текста требует больших навыков от человека. 4) В продовольственном магазине было все что только можно пожелать даже самому искушенному гурману как ты например»?
Последний, самый запоминающийся вопрос, — не просто потребительски-пошлый, но и подлый, если учесть дикий рост цен этой весны, если осознавать, что в нынешней России большинство учеников и проверяющих ЕГЭ учителей просто не могут быть гурманами, а многие — элементарно не доедают. Но какой-то сытый чиновник от образования, может быть, издеваясь, придумал его.
Кстати, знает ли читатель, что разрабатывает тесты Институт педагогических измерений. Звучно! Но можно ли назвать институтом учреждение, из стен которого вышел такой тест: «Подо что бросилась Анна Каренина — под машину, поезд, пролётку или с моста?». Мы с внучкой посмеялись также над вопросом, относящимся к народной песне. Было перечислено четыре известные песни: «Назовите, какая из них про любовь?».
— Да все четыре! — удивилась семиклассница. Учёные мужи даже не знают, что в фольклорной песне про любовь прямо в лоб — не говорится. Ведь названная в тесте «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?» — песня именно про любовь.
Вокруг ЕГЭ закипели споры и скандалы, посыпались апелляции. Суровая глава Рособрнадзора Любовь Глебова — женщина с решительной внешностью, грубо отрезала корреспондентке: «Учиться лучше надо! Вы хотели бы пойти лечиться к врачу, который не хотел учиться?». Я не знаю, как она объяснит то, что было множество блестяще образованных врачей в эпоху до повального ЕГЭ, но решительно не хочу, чтобы моих внучек учили словесники-тестовики.
Ведь молодые, «продвинутые» педагоги уже подхватили поветрие, начали натаскивать своих подопечных на тесты, учить их ориентироваться, зубрить, угадывать вместо того, чтобы получать глубокие знания, а уж тем более — развивать личность.
Кстати, вот, казалось бы, обществоведение — более точная наука, но и тут учёные пришли в ужас от предложенных вопросов. Одна из газет взяла примеры тестов ЕГЭ по обществознанию и обратилась к специалистам из соответствующих областей общественных наук. Пример: «Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как: индивида, индивидуальность, организм, личность. Выберите один ответ».
«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создаётся впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», — говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ. Когда я писал в Академии общественных наук курсовую работу о проблемах творческой личности, насчитал просто сухих, наукообразных определений её около 80.
Имеет ли право ЕГЭ на существование? В таком виде и с такой степенью подготовки, с таким «переламыванием через колено» разума наших детей — нет, конечно.
С Днем подлинных знаний, которые питают и потребительский рассудок, и — главное! — одухотворённый разум.
Александр Александрович БОБРОВ