Владислава Филянова - Церкви горят в Татарстане

Архив: 

К Святейшему Патриарху Кириллу обратилась кряшенская община Татарстана с просьбой защитить эту религиозную группу от нападок исламистов.
 


В обращении написано, что кряшенам не нужны ни халифаты, ни эмираты, но им нужна сильная православная Россия, и они просят Святейшего Патриарха Кирилла как своего духовного отца взять их под свою защиту и спасти от тотальной исламизации. Вспомним, что в 2002 году кряшены уже обращались за поддержкой к Патриарху, тогда Алексию II. И Патриарх в своём письме в адрес властей Татарстана высказал свою обеспокоенность.

Нынче ситуация ещё более напряжённая, чем 12 лет назад. Обращение кряшен появляется на фоне обострения межнациональных и религиозных отношений в Татарстане. Кряшены опасаются не только за свою православную идентичность, но и за само своё существование как народа. Кряшенская община насчитывает 250 000 человек в Татарстане, кроме того, 150 000 кряшен проживают в Удмуртии, Челябинской области и Башкирии. Из Татарстана приходят тревожные вести о сожжении церквей в Чистопольском районе, теперь исламисты добрались до кряшенских сельских храмов. Всего было сожжено семь церквей. Мы получаем информацию о том, что в течение полугода минировались святые источники. О тревожной ситуации с Православием в Татарстане уже заявил Московский Патриархат.

С 2002 года обострение кряшенского вопроса происходит в период всероссийских переписей. Почему? Потому что кряшенский вопрос – не только религиозный, но и этнический: кряшены считают себя не частью татарского народа, а отдельным этносом тюркского происхождения. И только во время переписи населения кряшены имеют возможность напомнить властям о своей идентичности. Они записываются кряшенами или русскими, но никак не татарами, вызывая тем самым на себя сильное недовольство сторонников исламизации.

Исламисты представляют их как изменников ислама. В последние десятилетия усилия кряшенских учёных были направлены на то, чтобы доказать, что к исламу кряшены никогда никакого отношения не имели и что Православие они приняли едва ли не со времён Волжской Булгарии и, уж во всяком случае, до Ивана Грозного.
 

Но вернёмся к обращению. В нём кряшены также взывают к Патриарху с просьбой о миссии в их среде. Понимая, что для сохранения будущего им нужно воцерковлять молодёжь, они констатируют, что до сих пор такая работа не проводилась. Кряшенские священники практически никогда не имели контактов с синодальным миссионерским отделом. Кряшены просят увеличить число священников и храмов в местах своего компактного проживания, помочь с распространением православной миссионерской литературы.

Самим фактом своего обращения кряшены привлекают внимание не только к своей проблеме, но и к проблеме Православия в регионе вообще.

Действительно, по статистике, существует явный дисбаланс между количеством мечетей и православных храмов в республике. Если мечетей уже построено более 1500, то храмов восстановлено всего лишь 250. Таким образом, дореволюционный уровень количества мечетей превышен значительно, а планка количества православных приходов отстаёт далеко до своей былой отметки. И это при том, что количество этнических мусульман и православных в республике практически равно. Мечети строятся даже в тех сёлах, где проживает незначительное количество татар. По сути, происходит ползучая исламизация республики. Соответственно, это не может не тревожить не только кряшен, но и русских жителей Татарстана.

К чему приводит исламизация региона – русские хорошо видят на примере Северного Кавказа. Отток молодёжи, которой некомфортно жить в условиях радикального ислама, уже начался. Поэтому обращение кряшен должны изучить не только церковные, но и верховные государственные власти. Отмахнуться от этих проблем – это всё равно что отмахнуться от всего региона, стремительно превращающегося в поволжский Северный Кавказ.


Владислава Николаевна Филянова,
начальник сектора исследования межрегиональных и межрелигиозных проблем
Российского института стратегических исследований,
кандидат политических наук