Александр Лапин - Оккультные корни матерщины

Архив: 


...Сегодня брань проникла во все сферы нашей жизни, став кое-где даже чуть ли не языком профессионального общения


 


Элементарное бескультурье?

Сегодня в нашем обществе мат стал чем-то привычным. Нецензурная брань уже вроде как и не оскорбление вовсе. Зачем прибегать к сложным словесным конструкциям, когда можно выразить всё привычной фразой? Тут ничего не поделаешь – скудость мышления многим приходится прикрывать цветистыми оборотами ненормативной лексики. Не случайно родилась присказка: «Мы матом не ругаемся, мы на нём разговариваем».

«Только русский человек может восхищаться красотой заката исключительно в матерных выражениях», – повторяет с телеэкрана сатирик Задорнов. И зал рукоплещет: знай, мол, наших! Широта русской души, понимаешь... На деле же – элементарное бескультурье, возведённое в ранг черты национального характера. Мы всегда с какой-то необъяснимой гордостью считали, что в искусстве сквернословия превзошли весь мир.

И матом кроем, и по фене ботаем

Заблуждением является общепринятое мнение, что мат – это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Другое дело, что изначально в древности мат имел мистическую природу и употреблялся лишь посвящёнными – жрецами – в их языческих обрядах. Скверные слова были включены в заклинания, обращённые к языческим божествам. В языческое время был распространён культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла.

Сегодня брань проникла во все сферы нашей жизни, став кое-где даже чуть ли не языком профессионального общения. Более того, употребление нецензурщины или рассказ друг другу похабных анекдотов превратились в символ особой доверительности отношений.

Если сюда добавить и повсеместное распространение блатного жаргона (чему способствовала массовая отсидка россиян в прошлом веке), то картина получится ещё более удручающая. Стоит ли удивляться, что прокуратура и налоговые органы совершают «наезды» на неугодных олигархов, бизнесмены и политики «заказывают» друг друга, так называемые хозяйствующие субъекты даже юридические вопросы решают «по понятиям», а «по фене ботают» не только пацаны в подворотнях, но и домохозяйки.

Вместе с неиссякающим потоком мата вся эта словесная грязь не только засоряет «великий и могучий», но и развращает душу народа. Родители грязно ругаются в присутствии детей. Интеллигентные с виду женщины порой загибают так, что у иных мужиков уши в трубочку сворачиваются. В нашу жизнь всё больше проникают скверна и разврат, составляющие самую сущность ненормативной лексики.

Как бороться с грязью?

Кто-то первым делом вспомнит здесь о цензуре. Запретим, мол, ругаться с телеэкрана, закроем неугодные программы и периодические издания – и сразу наступит полное торжество нравственности. Да и соответствующую статью в Уголовном кодексе тоже никто не отменял. Однако скверна слишком глубоко проникла, что называется, в толщу народную, а полем битвы здесь стали сердца людей, каждого из нас, кто ещё способен понимать и сопротивляться.

На деле молитва и мир в душе, пожалуй, самые действенные способы борьбы с этим злом. Важно, слыша брань, не заводиться, не давать духам злобы поднебесной, которые питаются от любого злобного матерщинника, упиться нашей энергией, изливающей потоки душевной нечисти. Ведь, матерясь, мы служим дьяволу, становимся бесоподобными. Так что любителям крепкого словца неплохо было бы хоть изредка вспоминать и об этом.

Александр Алексеевич ЛАПИН