Архив:
Из окна реабилитационного центра для детей-инвалидов видна Нева. Сегодня она неспокойна, и гребешки волн, нагоняемые ветром, противятся течению реки. В дверь заглядывает кучерявая светлая головка. Полина усаживается на стул и смотрит на меня своими озорными глазками. Я ей предлагаю нарисовать то, что она хочет.
– Ты только не смотри, ладно? – просит девочка.
– Ладно, – соглашаюсь я.
Полина подходит ко мне со спрятанным за спиной рисунком.
– Ты меня похвалишь?
Она заслуживает, конечно же, улыбки и всяческих похвал. Потом она читает мне свои стихи о маме. Там, где у неё не получается рифма, она вставляет придуманные и прорифмованные слова. Гениальный ребёнок.
Вслед за ней приходит Юра, он грустный. Спрашиваю причину его невесёлого настроения.
–Я уже сегодня натерпелся...
Оказывается, он слышал ссору взрослых людей на улице.
Сегодня Тася улыбнулась мне второй раз. Я считаю их улыбки, собираю и коплю их, как раньше собирала в копилку монетки. У Таисии пока не получается сжать в комок листок бумаги, но мне хочется заставить её пальчики слушаться. Мне хочется победить вместе с ней.
Даню привозят на коляске. Ему 10 лет. Он старается нарисовать солнышко.
– Что ты любишь делать?
Даня перечисляет: смотреть телевизор, гулять, спать.
– А ещё?
– Ещё люблю ползать.
Рядом с Даней я отдыхаю. Мне нравится этот мальчик, его кротость и терпение меня смиряют.
Люблю, когда приходят Серёжа и Света. Серёжа протягивает мне руку. Это он так здоровается – он не может говорить. Но я понимаю его мимику: когда он огорчается, когда радуется, когда благодарит. У него «разговорчивые» глаза.
Светланка приходит и дарит папку своих рисунков, в эту папку незаметно засунуты конфетки-леденцы. Когда она приходит, то кажется, что в окошко заглядывает лучик солнышка. Так она радуется! Света не такая, как все, в ней заложены сама радость и стремление радовать других, дарить им рисунки, конфетки.
Полина не видит, но глаза сохранили светоощущение. Она видит свет и солнышко. Это удивительно позитивный ребёнок – сильный, мудрый, добрый. Рядом с ней, хрупкой тростиночкой, начинаешь прозревать, что не она, а ты по-настоящему не видишь в своём ропоте неблагодарности, постоянной неудовлетворённости тем, что у тебя есть, настоящего непреходящего чуда – любви.
Как радуются их родители малейшему успеху, как гордятся их достижениями, как любят их непослушные ручки, неходящие ножки, невидящие глазки! Мамы и папы, бабушки и дедушки несут крест болезней своих детей, иногда изнемогая и падая под его тяжестью, совершая подвиг любви. Часто обвиняя себя в случившемся несчастье.
Кто согрешил, он или родители его? – спрашивали ученики Христа (Ин. 9, 2).
Всякое несчастье, случающееся с человеком, считали наказанием за его грехи.
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3).
Этими словами указывается не на их безгрешность, а на то, что он и не совершили такого греха, за который заслужили столь суровое наказание.
Господь говорит: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9, 39).
Вот так дети, которые по всем нормам физиологии не протискиваются в эти наши нормальные рамки, берут нас за руку и говорят, не умеющие говорить: «Бог есть». И ведут нас не умеющие ходить в Церковь за надеждой, за чудом.
Любите этих детей, потому что они приводят нас к Богу, к его Славе, к его красоте, через собственное страдание.
Галина Евгеньевна ЛЕБЕДИНА,
Геннадий Александрович ПРИХОДЧЕНКО