Александр Москалёв - Три службы Менделеева


8 февраля - 180 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева

 


Дмитрий Менделеев сам написал, что он имел три службы Родине: первая «служба» «в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общерусскую, так как все главнейшие научные академии, начиная с Лондонской, Римской, Парижской, Берлинской, Бостонской, избрали меня своим сочленом, как и многие учёные общества России, Западной Европы и Америки, всего более 50 обществ и учреждений».

К концу жизни Д.И.Менделеев получил свыше 130 дипломов и почётных званий от русских и зарубежных академий, университетов, научных обществ и организаций.

Вторая «служба» — «преподавательство», которое взяло «лучшее время жизни и главную её силу».

Третья «служба» — советовать. Это был его «своеобразный способ вмешиваться в государственные дела, в хозяйственную жизнь страны».

Помогать своими знаниями всем и в первую очередь государству — это его счастливый долг, почётнейшая обязанность и священное право. Он никогда не отказывался ни от одного государственного поручения, каким бы скромным оно ни выглядело. Дмитрий Менделеев всегда занимал твёрдую патриотическую позицию, и когда в России поднялась волна общественного негодования в связи со зверским подавлением турецкими властями апрельского восстания в Болгарии, имя Менделеева появилось одним из первых под письмом в защиту болгарского народа, которое подписали Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.С.Аксаков, И.Е.Репин и др.

Интересна третья служба гения, которого даже зарубежные издания называют самым великим учёным всех времён. День Российской науки отмечается 8 февраля, потому что 8 февраля 1724 года Пётр I подписал указ об основании Академии наук и художеств. Именно в этот день в 1834 году, через 110 лет, у директора Тобольской гимназии Ивана Менделеева родился сын — будущий великий русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель Дмитрий Менделеев. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 году с золотой медалью.

Говорят, Менделеев открыл свой периодический закон во сне: ему просто приснилась эта стройная система. Впрочем, каждый учёный, занимавшийся каким-либо исследованием, знает, что решение проблемы, над которой постоянно думаешь, может прийти в самый неожиданный момент, а дневные раздумья не оставляют и во сне.

Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных трудов (более 500) — фундаментальные работы по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономики, народного просвещения и многим другим. «Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно», — писал он в 1899 году.

Книга «Заветные мысли» была написана Д.И.Менделеевым в 1903 — 1904 гг. как его духовное завещание будущим поколениям. Многие из его идей остаются остроактуальными и в настоящее время.

Вот, например, совет несгибаемым сторонникам «плоской шкалы» налогообложения: «Облагать прогрессивно полезно, быть может, только капитал пассивный, то есть денежный и во всяких доходных бумагах, что уже отчасти делается, а всякий капитал, приложенный к делу, к торговле ли, земле ли или промышленности, облагать прогрессивно значит задерживать рост промышленности». Но у нас промышленность задыхается без средств, а в это время государственная компания «Газпром» тратит 100 миллионов евро в год на «Зенит» — три десятка футболистов, массажистов, поваров. Госкомпания тратит еще 25 миллионов евро в год на то, чтобы на грудях немецких футболистов из команды «Шальке-04» была буква «G» — логотип «Газпрома». Объясните зачем?

А вот как Менделеев проходится как будто по сегодняшнему ведомству Фурсенко, а потом Ливанова: «Отношение правительства к народному просвещению вовсе не составляет чего-либо подобного простой благотворительности, а определяется сперва потребностью иметь в администрации подготовленных служащих, а потом сознанием великого влияния должным образом направленного просвещения на все успехи страны, для службы которым (то есть "благу народному") правительство и начинает сознавать себя назначенным». Какие там успехи страны при оказании «образовательных услуг», как выражаются в Законе об образовании!

Свобода — подлинная, народная, и мнимая, либеральная, — тоже вызывала раздумья великого учёного: «Свобода для труда (а не от труда) составляет великое благо. Для тех, кто труда и долга не ставит на должную высоту, кто их обязательность мало понимает и не высоко ценит, для тех свобода рановата и только лодырничество увеличит. Россия, взятая в целом, думается мне, доросла до требования свободы, но не иной, как соединённой с трудом и выполнением долга. Виды и формы свободы узаконить легко прямо статьями, а надо ещё немало поработать мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной».

Хоть на Охотном ряду крупно пиши!

Александр Александрович МОСКАЛЁВ