Игорь Калугин - Христос посреди нас

В этот воскресный день в Кизильском монастыре много паломников. Среди них и наши детки из воскресной школы Белорецкого Свято-Троицкого храма (Башкирия). Для многих из них (а приехали около тридцати ребятишек) это первая в жизни паломническая поездка.


Лет двадцать назад в Кизиле (это большой посёлок в Челябинской области) построили храм в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Через несколько лет при храме стал действовать женский монастырь. Сегодня здесь десять насельниц во главе с матушкой Феодорой. Почему в этот монастырь любят приезжать белоречане? Наверное, потому что матушка — родом из Башкирии, из Белорецкого района.

Вкратце расскажу о некоторых святынях этого монастыря.

Эта старинная икона появилась в монастыре несколько лет назад. Её принесли добрые люди, которые хранили святыню по завещанию своего прадеда. Икона представляла собой чёрную доску и нуждалась в реставрации. Только по едва видимым очертаниям митры можно было определить, что это образ Николая Чудотворца. Настоятелем храма в ту пору был батюшка Николай. Он повелел поставить икону около алтаря.



Пришёл Николин день. Православные прошли крестным ходом вокруг храма. Они несли ту самую зачернённую временем икону. Потом была служба. Икону вновь поставили возле алтаря. И тут случилось то, о чём теперь рассказывают всем паломникам и что внесено в летопись монастыря. В середине службы люди заметили, что вокруг иконы бегают разноцветные огоньки. Церковь неожиданно осветилась. Так повторилось три раза: огоньки и яркий свет. Наверняка нашлись скептики, которые сумели объяснить это странное свечение, но… Икона затем стала обновляться! Не сразу, а как бы полосками, постепенно — изо дня в день: проявился лик Николая Угодника, его благословляющая рука… Где-то через год икона обновилась полностью! Как будто сами ангелы реставрировали её. Впрочем, почему «как будто»? Обновлённую Небом икону вставили в красивый киот. Теперь она — святыня монастыря.

Хочу также рассказать об истории самой «молодой» иконы, которая висит на одной из церковных стен. Это икона священномученика Михаила Громогласова и написана чуть менее года назад.

Вот какие сведения о святом новомученике были опубликованы в «Челябинском рабочем» (3.06.2008, «Несгибаемый протоиерей»).

Отец Михаил перед кровавым семнадцатым годом служил в Никольском храме города Верхнеуральска. Батюшка был активным просветителем, построил 29 школ, училищ и гимназий в посёлках, станицах и самом городе. После прихода красных отец Михаил был арестован. Он стойко переносил тяготы заключения и помогал другим арестантам. Об этих днях он успел оставить записи, опубликованные на страницах «Оренбургского церковно-общественного вестника» 8 декабря 1918 года: «Я зажигал свечу перед иконой и совершал утром и вечером общую молитву. Но это не нравилось администрации, пришлось прекратить, и книги читались молча. Однажды один большевик послал меня чистить даже клозет. При работах большевики часто издевались надо мною, говоря: “Поп пришёл обедню служить”. Впрочем, некоторые служащие в тюрьме относились ко мне с сожалением, даже один татарин плакал обо мне и старался освобождать меня от работ…»

Прихожане требовали освободить священника. Городской Совет Верхнеуральска предложил отцу Михаилу внести в кассу 50 тысяч рублей. Таких средств у батюшки быть не могло: в его семье росли девять детей. Но отца Михаила отпустили под денежный залог, внесённый кем-то из богатых горожан. Священник застал свой дом разграбленным. Власти запретили ему общаться с прихожанами, но он не оставил своего служения. Вскоре батюшку опять арестовали и внесли в расстрельный список…

Подробности его смерти потрясли общественность. В «Оренбургском церковно-общественном вестнике» так писали об этом событии: «Рано утром, чуть свет, скрутили отцу Михаилу руки и вместе с 17 другими осуждёнными повели на казнь. Что творилось дорогой, какие издевательства сыпались на голову обречённых, покрыто мраком… В 17 верстах от Верхнеуральска палачи совершили своё злодейское дело. Трупы забросали землёй, уехали, не позволив родным взять их для погребения».

Только после того, как Верхнеуральск в августе 1918 года заняли белые, останки отца Михаила (и других убиенных) были перезахоронены. Но сейчас никто не знает, где находится его могила. Священномученик Михаил канонизирован Русской Православной Церковью Зарубежом; в Магнитогорской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата он считается местночтимым святым.

Иконописец, который взялся писать образ новомученика, попросил фотографию Михаила Громогласова. Её стали искать и нашли… у матушки Феодоры. Откуда же фотография оказалась у матушки?

В начале прошлого века в Узяне (это старинное русское село в Башкирии в пятидесяти верстах от города Белорецка) жила набожная девушка по имени Евдокия. Она окончила женскую школу и бережно хранила фотографию священника, который преподавал ей Закон Божий. Евдокия вышла замуж, прожила жизнь, никогда не забывая о Боге, и ушла в Вечность. Фотография досталась её дочери — Антонине. Та хранила её бережно и передала своей дочке — Надежде. К этому времени уже никто не помнил, что за священник был запечатлён на фотографии. И вот уже в наши дни выяснилось, что это фотография Михаила Громогласова! На обратной стороне сумели-таки прочесть его подпись. В 1906 году он служил в Узяне до своего перевода в город Верхнеуральск…

И последнее. Матушка Феодора очень неохотно согласилась, чтобы я в этих заметках называл её мирское имя — Надежда.

Игорь Дмитриевич КАЛУГИН,
г. Белорецк, Башкирия