Я – против долгов, которых не делала. Я – против того, чтобы неведомо откуда взявшийся пророк указывал мне, к чему стремиться и что в жизни я должна считать для себя важным, а что нет. Против советов, которые даются всем разом, несмотря на различия наших характеров, национальных традиций и жизненных устоев.
Загляните в соседний книжный магазин или, идя утром на работу, остановитесь у газетного киоска. И вы обнаружите там великое множестве книг, долженствующих помочь нам зажить счастливее, чем мы живём сейчас, стать здоровее, чем ныне, а также богаче, удачливее, прозорливее и мудрее.
Нас, неразумных, наставляют строго. Мы должны есть здоровую, по их мнению, пищу, отказавшись от привычной и любимой еды. Мы обязаны худеть, даже если худоба уродует нас. Нам настоятельно рекомендуют медитировать, даже если по складу характера мы не склонны к самосозерцанию. Обязаны выбирать себе спутника жизни «по науке», а не по любви. Должны внушать себе, что нам удивительно хорошо, даже если несчастья сыплются на нас, как из рога изобилия. Мы должны изо всех физических и духовных сил стремиться к богатству, славе, ибо те, кто не желает этого, будут прозябать в безвестности и нищете. Мы должны…
Крамольная мыслишка закрадывается в голову: «А когда это мы успели так задолжать? И кому?».
Все «нравоучительные» книжки начинаются с обещаний внушить вам уверенность в себе, вселить гармонию с окружающим миром, вернуть утраченное здоровье, помочь найти себе спутника жизни и, между прочим, обрести твёрдую материальную основу. Похвальные намерения!
Но на деле оказывается, что первым, а подчас и единственным критерием удачливости в жизни оказывается для авторов одно — богатство. Ваше крепкое здоровье необходимо для достижения только этой цели. Умение вести непринуждённую беседу годится именно для пополнения вашей мошны. Свою вторую половину вы, как охотник в джунглях, выслеживаете и заарканиваете только в том случае, если она платёжеспособна настолько, насколько далеко простираются ваши амбиции. Гармонию с миром вы тоже, согласно последним учебникам жизни, обретёте, лишь успокоив вашу душу крупным банковским счётом.
Те, кто «за чистую монету» принимают все советы, которыми нас пытаются облагодетельствовать, стараются следовать им изо всех своих сил и во всю мощь своей фантазии.
Но вскоре обнаруживают, что, переставив свою герань с восточного окна на западное, согласно с фэн-шуй, счастье они не обрели. Просидев в позе лотоса часок-другой, как рекомендует учение йогов, не ощутили ни малейшего намёка на просветление. Милым дамам, прочитавшим немыслимое множество книг про то, как найти любовь, как выбрать мужа, как понравиться своему избраннику — всем этим книгам можно дать общее название: «Как облапошить мужика?», — замуж выйти часто не удаётся. Питаясь брюквой и запивая её обезжиренным кефиром, здоровье своё они не поправили, а потеряли. Начиная свой день с пламенных призывов к деньгам, чтобы текли полноводным потоком в оба кармана, душевной гармонии они так и не обрели.
Так что же доверчивый читатель приобрёл, кроме ущерба, нанесённого здоровью души и тела?
Твёрдую уверенность в том, что кто-то, используя подобные советы, достиг полного благоденствия, ведь это так просто! Кто-то более умный, смышлёный и толковый. Кто-то, но не он. А в душе нашего незадачливого героя поселяется горечь от несбывшихся надежд, недовольство своим материальным положением, которое совсем ещё недавно вполне его устраивало, и, как следствие этого, отсутствие перспективы и в поисках спутника жизни. Плачевная картина!
И всё же эти презенты цивилизации — лишь «цветочки»! Волчьими «ягодками» подобного прогресса стали различные методики, внедряющиеся в наше сознание под личинами то лжеуддизма, то откровенного шаманства, то — осквернённого христианства. Верующему человеку в этом отношении проще. Нравственные основы его жизни определены более двух тысяч лет назад в Заповедях Христовых. И ничего лучшего для обретения гармонии и радости жизни человечеству изобрести не удаётся. Эти всеобъемлющие законы бытия не дадут заблудиться во всякого рода лже-научных изысканиях и «полезных» советах, внушаемых неизвестно откуда появившимися ясновидцами, несмотря на то, что их изобретательности и изворотливости не перестаёшь удивляться.
К примеру, христианским учением об очищении души и тела от всяческой скверны они призывают пользоваться как орудием мести. Ставя в церкви свечу за своего врага, заблудшие души ждут, когда на обидевшего их чем-то человека падёт кара Небесная, не ведая о том, что горящая у иконы свеча и молитва никогда и ни при каких обстоятельствах не могут послужить во зло кому бы то ни было.
Неверующему человеку сложнее разобраться в лавине хитроумно изобретённых или просто высосанных из пальца догм, норовящих поглотить его сознание. И немудрено! Полчища прорицателей, астрологов, магов, экстрасенсов и целителей обрушивают на наши бедные головы призывы следовать их советам. Одни — зовут обратить наши взоры на Восток, другие — на Запад. Имена великих мыслителей Возрождения связываются с сомнительными, как с точки зрения истории, так и в отношении нравственности, изысканиями. Восточные философии низводятся до примитивных суеверий.
Сегодня в десятках изданий нас убеждают в том, что от жизни легко можно получить всё без малейшего труда души, без «ненужных» затрат на работу ума, не направленную на собственное обогащение. Надо лишь расставить купленные на базаре фигурки, любовно поглаживать лягушачьи спинки, толстый живот весёлого китайского божка и бесконечно пересчитывать купюры в своём кошельке.
«Деньги надо любить!» — призывают нас. А тем, кто их любить напрочь отказывается, задают вопрос с подвохом: «Если вы такие умные, то почему такие бедные?», — тем самым определив раз и навсегда, что все усилия ума должны быть направлены на обогащение.
Ни кровопролитные войны, ни разрушительные стихийные бедствия не принесут большего вреда, чем внедрение подобного мировоззрения, особенно в молодые, неокрепшие умы.
Вступая в навязанную нам такими изданиями борьбу со своим национальным характером, традициями и проверенными веками нравственными устоями, мы лишаем себя того душевного равновесия, без которого невозможно приобрести ни крепкого здоровья, ни успешности, ни признания, ни семьи. И вот, множество людей уже внимают тем, кто за ответом на жизненно важные вопросы лезет в «Книгу перемен», тем, кто глубокомысленно цитирует Конфуция или пытается возродить масонские ложи, всё глубже и глубже увязая в трясине суеверий и дремучих верований.
Неужели нам, как дикарям, нужны «миссионеры»?
Когда вы столкнётесь с очередным пророком, скорбящим о вашей беспросветной жизни и указующим лёгкий путь к вселенскому счастью, найдите в себе смелость, а иногда и мужество твёрдо сказать: «Я — против!».
Наталья Владимировна БАБАХИНА,
г. Ломоносов, Ленинградская область