Александр Стрижёв - На берегу Божьей реки...


14 января 1929 года, 85 лет назад скончался Сергей Александрович Нилус, русский духовный писатель

 


Сергей Александрович Нилус (9.09.1862—14.01.1929) — русский духовный писатель. По воспоминаниям современника, «это была сильная личность, человек блестящий, талантливый музыкант, художник и писатель. Говорил он необыкновенно интересно, взгляды его были глубоки и оригинальны. Его чисто русская душа — нараспашку, с сердцем восторженным, искренно открытым, была готова любить всякого. Идеализировал он кого только мог, при этом попадался, разочаровывался, но был неисправим. При почти постоянном безденежье он умудрялся проявлять самую широкую щедрость. Вера его была непоколебима».

Родился Сергей Александрович Нилус в небогатой помещичьей семье в Москве. Детство, отрочество, юность будущего писателя проходили в нарастающем отчуждении общества от Церкви. Доброта матери, няни, непрерывно творивших благое ближнему со скромностью, свойственной только христианам, уклад родового имения Золотарёво (Мценский уезд, Орловская губ.) не дали погаснуть в душе неясно сознаваемой любви к Богу.

По окончании гимназии и университета С.А.Нилус несёт службу чиновника в различных местах империи, по выходе в отставку хозяйствует в деревне. Как-то после исповеди в сельском храме у него зародилось стремление испытать себя в духовном творчестве, которое окрепло в Троице-Сергиевой Лавре, у нетленных мощей его небесного покровителя прп. Сергия Радонежского.

Окончательное обращение православного в Православие совершилось, когда, мучимый болезнью, он приехал в Кронштадт к св. отцу Иоанну. Нилус говорил ему о своих скорбях, открывал ему всю свою грешную душу и приносил покаяние во всём, что тяжёлым камнем лежало на сердце. «Это было за всю мою жизнь первое истинное покаяние: впервые я всем существом своим постиг значение духовника как свидетеля этого великого Таинства, свидетеля, сокрушающего благодатью Божией в корне зло греха и гордости человеческого самолюбия. Раскрывать язвы души перед одним Всевидящим и Невидимым Богом не так трудно для человеческой гордости: горделивое сознание не унижает в тайной исповеди перед Всемогущим того, что человеческое ничтожество называет своим "достоинством". Трудно обнаружить себя перед Богом при свидетеле и преодолеть эту трудность, отказаться от своей гордости — это и есть вся суть, вся таинственная, врачующая с помощью Божественной благодати сила исповеди… Не умом я понял совершившееся, а принял его всем существом своим, всем своим таинственным духовным обновлением. Та вера, которая так упорно не давалась моей душе, несмотря на видимое моё обращение у мощей преподобного Сергия, только после моей сердечной исповеди у о. Иоанна занялась во мне ярким пламенем. Я сознал себя и верующим, и православным».

Так, в зрелом возрасте он выбрал стезю духовного писательства. В 1903 г. в свет выходит первая книга Нилуса «Великое в малом», выдержавшая пять изданий. Оптиной Пустыни — «Калужскому Сарову» из шести томов своих сочинений Нилус посвятил четыре. Здесь, на берегу тихой омутистой Жиздры, вместе с женой Еленой Александровной Озеровой (1855—1932), близким по духу человеком, провёл он пять лет… Разбирая богатейший оптинский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев Оптинских. Эти материалы составили двухтомник «На берегу Божьей реки» и книги «Сила Божия и немощь человеческая» и «Святыня под спудом»… В 1905 г. во втором издании своей книги «Великое в малом» Нилус осуществляет публикацию «Сионских протоколов». Публикация этого документа вызвала широкий резонанс в России и міре… В это время он вступил в Союз Русского народа.

После отъезда из Оптиной в мае 1912 г. Нилусы живут на Валдае, где усердием Патриарха Никона был воздвигнут Иверский Богородичный монастырь. Здесь С.А.Нилус продолжает разрабатывать основную тему своего творчества — апокалиптические события грядущего времени. «О том, чему не желают верить и что так близко», — таким эпиграфом он предварил самую провидческую свою книгу «Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле» («Близ есть, при дверех»), увидевшую свет в 1911 г. и выдержавшую четыре издания. Последнее, вышедшее в январе 1917 г., было по приказанию Временного правительства почти полностью уничтожено.

Революция застала Нилуса в Малороссии, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Было всё: гонения, преследования, обыски, и что ни год, то строже. За чтение его книг расстреливали, но Нилус, укрепясь молитвою, не впадал в уныние, а хранимый Самим Господом, продолжал писать о проявлении Воли Божией — чудотворениях, спасительной силе покаяния, Церкви как водительнице совести. Эти материалы легли в основу второй части книги «На берегу Божьей реки».

Кончина писателя последовала в канун блж. памяти прп. Серафима Саровского, которого Сергей Александрович так чтил и для всенародного почитания которого так много сделал. Погребён С.А.Нилус был возле храма в селе Крутец (в семье настоятеля этого храма о. Василия Смирнова, расстрелянного потом, в 1937 г., прожил он последние годы своей земной жизни) Александровой Слободы. Ныне верными почитателями памяти С.А.Нилуса установлен осьмиконечный крест на могиле этого выдающегося русского духовного писателя.

Александр Николаевич СТРИЖЁВ

Комментарии

Старшина роты: Рядовой Иванов! Может ты и был учителем русского языка в школе, а сейчас ты д...мо. Иди и принеси мою люменевую ложку(из солдатского анекдота времен Леонида Брежнева). В книге С.А.Нилуса есть такое определение свободы: Слово «свобода», которое можно толковать разнообразно, мы определяем так: Свобода есть право делать то, что позволяет закон.(С.Нилус,Протоколы собраний сионских мудрецов. Протокол 12). Свобода, как жизнь человека по закону, должна распространяться на всех граждан в равной мере. Не буду говорить о стратегии «20...20», 25 миллионах современных рабочих мест, «майских указах» президента и ответственности вождей за свои слова. Впрочем, если ты уж издал Указ, то предоставь исполнителям средства для его реализации, укажи с чего этот процесс должен начаться и чем завершится. Возьмем к примеру Крестьянскую реформу в Российской империи 1861 года. Любому мало-мальски грамотному мужику тогда было понятно, сколько земли он получит, размеры выкупных платежей и т. д. А из «майских указов» ясно только одно: Президент Путин зачем-то хочет «осчастливить» своих верноподданных россиян. Перед самым Новым годом ГД приняла новый закон о пенсиях. Министры-разработчики этого закона в восторге, а О.Г.Дмитриева его разнесла его «в пух и прах», даже обнаружила в нем арифметические нелепости. Что! Опять повторят известную сентенцию В.Черномырдина или расскажут о неумелом танцоре и ценах на нефть. Однако, вернемся к равнодействию законов. Незадолго до Нового года следственный комитет обнаружил в «фонде развития центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») какие-то финансовые нарушения и причастность к этому его президента В.Вексельберга. Далее было так. Путин представил широкой публике, в данном случае бизнесменам Южной Кореи, президента «Сколково» как успешного руководителя в сфере Hi-Tech и человека во всех отношениях очень хорошего. Поэтому дело о нарушениях в «Сколково» потеряло актуальность, перспектив не имело и закрыто. (Приблизительно так же «отмазывал» царь-освободитель некоторых своих приближенных). В то же время вскрылись финансовые нарушения сына известной актрисы Л.Максаковой в области продвижения чего-то спортивного. Вскоре она уже беседовала на т/к ТВЦ с Д.Дибровым. И это дело, в котором фигурировало министерство Мутко, также не имело продолжения. Не станут же показывать по телевизору маму преступника. Возникли какие-то проблемы на таможне у самого выдающегося режиссера современности Н.Михалкова с вывозом большой партии бриллиантов, и вот он уже на т/к Россия 24 разъясняет нам смысл послания президента федеральному собранию и особенно подчеркивает гениальность некоторых его положений. Разве контрабандисту доверят комментировать послание президента! Здесь промашка вышла у таможенников. 19 декабря вице-премьер Дагестана Гаджи Махачев, двигаясь с огромной скоростью по Кутузовскому проспекту в Москве, совершил аварию, в результате которой погибли 3 человека. Могло погибнуть два десятка москвичей и более, если бы он врезался в маршрутку или автобус. Я нигде не встретил разбор этого преступления, даже активисты «Синие ведерки» промолчали. А такая езда то же самое, что и стрельба по окнам жилых домов из пулемета по принципу - «на кого бог пошлет». В смысле прав служилой аристократии мы вернулись в средние века. Карамзин пишет, что юный Иван Васильевич любил со свитой бешено скакать по Арбату и давить людей. Правда, историк не уточняет, могли ли себе такое позволить Басманов или князь Вяземский. В наше время не то что «князь», т. е. руководитель региона, а артистишка «погорелого театра» и тот имеет особые преимущества. Примеров «правосудия» и «справедливости» по-российски несть числа не только на федеральном, но и на региональном уровне. Задайте себе вопрос: Смог бы Путин наказать Махачева, если бы он остался жив, угробив при этом 20...30 человек. Ответ очевиден — именно за это наказывать не стал бы. Автор детективов Д.Корецкий в одном из своих романов пишет, что в современной России возможно развалить любое уголовное дело, не только тяжкое, но и самое отвратительное. Только слепой не видит, что возникли два «разбегающихся» мира, две параллельные «вселенные»: мир гоев и мир хозяев жизни. Я человек не кровожадный и не стану подобно чеховскому герою восклицать: В Сибирь, на каторгу, на эшафот. Мне обидно не только за себя, но и державу. Значит, как и раньше будем жить по указке «инстанций». А «инстанции» с законом не дружат. У нас необычное государство. Наш Маленький Капрал, как писал в своё время А.Проханов, возглавил его без своего «Тулона» и «18 брюмера». Президентские полномочия ему вручил Б.Н.Ельцин, которому ну очень, очень нравилось именоваться г-н Президент. Почему? Закончу свой комментарий как и начал — «анекдотом». ...А что случилось с подлодкой «Курск»? Она утонула. P.S. Почему я начал свой комментарий с отрывка из «бородатого» анекдота? Да просто потому, что Президент способен не только изменить нормы русского языка, но и объявить зиму летом. А нам остается только приседать и радоваться. Ку-у.

Александр