Архив:
Познакомил и сдружил нас случай двадцать лет назад. С Михаила Юрьевича, могу сказать, началось моё знакомство с миром художников-реалистов. Сын известного художника Ю.П.Кугача, в ту пору Кугач-младший, организатор по природе и идеолог по сути своей, возглавил творческое объединение художников «Москворечье».
Молодые художники объединились вокруг него. И какие художники! Никита Федосов, Герман Незнайкин, Игорь Шилкин, Александр Саплин, Валерий Крюковский… Участвовали в выставках объединения «Москворечье» и представители старшего поколения: Ю.П.Кугач, А.М.Грицай, А.И.Фомкин, Николай Соломин… Это творческое объединение напоминало мне чем-то товарищество художников-передвижников, возглавляемое И.Н.Крамским. Здесь возникали жаркие споры при обсуждении картин, велись разговоры о назначении искусства, много верного говорилось о русской литературе, истории. А зачинателем всего был М.Ю.Кугач. Никогда не бывало скучно на собраниях художников «Москворечья». Здесь каждый чувствовал себя среди своих. А сколько народа приходило на их выставки, проходившие на Кузнецком мосту и в выставочных залах в доме на Овчинниковской набережной!
Руководимое М.Ю.Кугачом «Москворечье» устраивало выставки в Австрии, Англии, Германии, Испании, Южной Корее, Словакии, Финляндии… И всюду успех сопутствовал художникам.
И всё же, думается, не столько слава и успех интересовали М.Ю.Кугача при создании «Москворечья», сколько острое желание сохранить в творческом объединении лучшие традиции московской школы живописи, нападки на которые ощущались уже и тогда весьма явственно.
Есть у Михаила Юрьевича Кугача замечательная картина «Возвращение», любимая мною. Солдат возвращается с войны в родную деревню. Лето. Полдень. Высокое небо. Речной катер приближается к причалу, неподалёку от которого родительский дом фронтовика. Там ждут его самые родные и близкие люди. Столько поэзии и глубины мысли в картине…
Тема возвращения к своим истокам, к вековым устоям крестьянской жизни становится основной в творчестве М.Ю.Кугача в восьмидесятые годы. Вспомним картины «Домой» (фронтовики ждут своего поезда на каком-то разъезде), «После Победы» (встреча солдат на родительской земле), «После войны»…
— Это был какой-то особенный мир, какая-то особенная порода людей, крепко связанных со своей землёй, — говорит Михаил Юрьевич. — И я счастлив, что в детстве соприкоснулся с этим по-настоящему крестьянским, а по большому счету, христианским миром.
Живёт Михаил Юрьевич постоянно в деревне, так же как до недавнего времени жили его отец и его мама — художница Ольга Григорьевна Светличная. Несколько лет назад Кугач-младший был избран действительным членом Российской Академии художеств, но порывать с родными местами не собирается.
— Вот говорят: русская идея, — слышу я от него. — А идея заключается в том, чтобы жить среди народа и впитывать в себя его идеологию. Художник должен уметь косить сено, ловить рыбу, ходить на охоту, заготавливать дрова на зиму, быть неприметным. Но именно тогда ему легче будет впитывать в себя эту идеологию. Её и выражает художник.
Сколько душевной теплоты и внимания к миру в работах М.Ю.Кугача. По его картинам, могу смело сказать, можно судить о нынешней жизни русского человека. Этот замечательный художник — настоящий сын своего народа с его радостями, бедами и несчастьями, с его православной душой.
В заключение не могу не рассказать об одном случае, поразившем меня до глубины души.
В Тверской области, в одном из сёл, строился храм. Нужен был резчик — сделать иконостас. Но никто не шёл — денег у церкви не было. Наконец нашёлся человек скромный — давний знакомый Михаила Юрьевича. Запросил немного для такой большой работы, но даже и этих денег у священника не нашлось. И тут Михаил Юрьевич, прослышав про то от резчика, пришёл к священнику и попросил его:
— Отец Василий, скажите ему, что деньги найдены.
С удивлением посмотрел священник на него.
— Скажите, — говорит Кугач, — я оплачу всю его работу. Только не говорите ему, кто это сделал. — И передал священнику нужную сумму. В этом — весь он, чистой души художник.
Лев Михайлович АНИСОВ