Архив:
О пастырском пути одного из старейших клириков Московской епархии протопресвитера Матфея Стаднюка
19 января — престольный праздник Богоявленского кафедрального собора в Елохове. С древних времён праздник Богоявления назывался днём Просвещения, праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней», спасти по благодати падший человеческий род.
Почти весь XX век после взрыва храма Христа Спасителя Богоявленский собор был главным храмом страны и Русской Православной Церкви, не закрывался даже в самые тяжёлые времена гонений на Православие. Хотя сегодня центральным кафедральным собором России стал восстановленный храм Христа Спасителя, однако Елоховский собор, в котором в 1799 году был крещён А.С.Пушкин, по-прежнему остаётся для многих верующих главным храмом православной Москвы.
Для меня, как и для многих верующих, собор неразрывно связан с именем протопресвитера Матфея Стаднюка. С батюшкой мы знакомы многие годы, неоднократно доводилось беседовать с ним в его кабинете-келье, церковном дворе, а однажды, по батюшкиному благословению, и в алтаре. Около семи десятилетий он, очевидец и непосредственный участник многих памятных и значимых для истории Русской Православной Церкви событий, служит в священном сане.
Родные места отца Матфея, одного из старейших пастырей Москвы и России, — украинское село Залесцы Тернопольской области. Родители его были простыми крестьянами. Мать Анна Демьяновна постоянно водила семилетнего отрока на богослужения в расположенную неподалёку от села Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, благодатная молитвенная атмосфера которой взрастила не одного пастыря Церкви Христовой. По словам отца Матфея, из их села вышло более трёхсот священников. Батюшками стали и два его родных брата. Третий погиб во время Великой Отечественной.
В 1942 году, в годы фашистской оккупации, 16-летний Матфей Стаднюк поступил на пастырские курсы при Почаевской Лавре. Учащиеся ютились в брошенных домах, где порой не было стёкол в окнах, мёрзли и голодали, но учились с большим энтузиазмом и усердием. Когда оккупанты хотели угнать молодых людей в Германию, они разбежались. Через какое-то время им удалось собраться вновь и продолжить учёбу.
В марте 1945 года псаломщик Матфей Стаднюк был рукоположен в диакона, а через десять месяцев принял сан священника. Село Селятино было в 60 километрах от железной дороги. К своему первому приходу в Карпатских горах батюшка шёл пешком. На всю жизнь он запомнил свой первый праздник Крещения (Богоявления), который довелось служить здесь.
«Первый раз в жизни, — вспоминает отец Матфей, — мне довелось совершать освящение воды на границе с Румынией, когда я служил в Карпатах. Это было зимой 1946 года, мне исполнилось 20 лет, и состоялась моя иерейская хиротония, мне дали приход — старинный деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в небольшом карпатском селе. Верующие готовились к празднику Богоявления, на реке, которая протекала прямо посередине города, вырубили во льду прорубь в форме креста. Так красиво всё было! Я с верой шёл вместе с народом, чтобы прославить Господа Бога, крестившегося в Иордане. Отрадно было видеть, как люди относятся к празднику, и до сих пор я с большой сердечной теплотой вспоминаю то Богоявление».
Кроме храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Селятине, он совершал службы и в четырёх соседних сельских храмах: не хватало священников. Добирался на лошадках, а чаще пешком, нередко преодолевая в день по 40 километров.
В конце 1940-х в Москве стали возрождаться духовные школы. И молодой священник решил ехать в столицу. В 1949 году отец Матфей был принят в третий класс Московской духовной семинарии.
«И студенты, и преподаватели приходили на занятия бедно одетые, порой в телогрейках, — вспоминает отец Матфей. — Но для нас эти послевоенные годы, когда мы учились сначала в Московской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, были временем радости и подъёма. Каждое утро в Троице-Сергиевой Лавре начиналось с молебна у мощей преподобного Сергия Радонежского. Это давало силы на весь предстоящий день».
По словам отца Матфея, особенное влияние на них оказали лекции старых профессоров, которые начали свою деятельность до революции и в середине XX века ещё трудились на ниве церковной науки. Многие из них только что вернулись из заключения. Можно понять, с каким трепетом и благоговением такие люди преподавали слово Божие.
В эти годы отец Матфей молился и на службах в московских храмах, хорошо помнит, как проходили праздники Богоявления.
«Раньше стояли очень суровые зимы, мороз был больше 30 градусов, — рассказывает он. — А храмов в столице было в конце 40 — 50-х годах — очень немного, всего-навсего 35 на всю Москву, и в основном — крохотные. Но все они были наполнены народом! Люди занимали очередь за святой водой с раннего утра и не боялись никаких морозов. С любовью они шли взять эту святыню и брали её для себя и для тех, кто жил с ними в одном доме. Приходили и верующие, и не очень верующие люди, и, кажется, не было дома, где бы после праздника Богоявления не стояло святой воды».
Но вот учёба позади. Святейший Патриарх Алексий I принял молодых пастырей в своём рабочем кабинете в Троице-Сергиевой Лавре и, определив каждому его приход, по-отечески напутствовал их на дальнейшее служение.
Отец Матфей был направлен в московский храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, где ему довелось прослужить четверть века.
В 1964 году распоряжением Святейшего Патриарха священник Матфей Стаднюк на три с половиной года направляется в Александрию — колыбель древних традиций богослужения — нести послушание настоятеля русского храма во имя благоверного князя Александра Невского.
В 1968 году отец Матфей был направлен в Нью-Йорк секретарём патриаршего экзарха Северной и Южной Америки архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана. Он также служил в соборе во имя святителя Николая Мирликийского, построенном в начале XX века будущим святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским.
Рядом с ним в зарубежных поездках была его верная спутница и помощница — супруга Феодосия Павловна, регент церковного хора. Они выросли в одном украинском селе, учились в одной школе и повенчались в 1945 году совсем юными, когда будущей матушке и восемнадцати лет не было.
Высоко оценив пастырский и административный опыт отца Матфея, Святейший Патриарх Пимен в 1978-м назначил его настоятелем Богоявленского кафедрального собора в Елохове, где находятся многие святыни Первопрестольной, и одновременно возвёл в сан протопресвитера.
Ежедневно из года в год сотни верующих из России, Украины, Белоруссии, всего православного мира стекаются в собор, чтобы поклониться почивающим здесь святым мощам святителя Алексия (в миру Елевферия), митрополита Московского и всея Руси, чудотворца.
Святитель Алексий родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Киевской Руси — из Черниговского княжества. Став первосвятителем, он много потрудился, дабы примирять и смирять строптивых князей, не желавших, чтобы наше Отечество было едино. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель Алексий взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия (будущего Донского). Тем самым он духовно подготовил победу в Куликовской битве.
Сегодня, когда филаретовская раскольническая церковь на Украине допускает святотатство — делит святых на своих и чужих, «москальских», святитель Алексий продолжает объединять все ветви Русского Православия, соединяя русских, украинских, белорусских чад.
Молясь у его святых мощей, протопресвитер Матфей черпает силы для дальнейшего служения нашей Матери-Церкви.
«Я благодарю Спасителя за милость ко мне, — говорит отец Матфей. — Выражаю искреннюю признательность Святейшему Патриарху Кириллу за патриаршую любовь, внимание и заботу. Приношу глубокую благодарность нашему боголюбивому народу за глубокую веру. Постоянно молюсь о его спасении перед Престолом Божиим».
Вот уже 40 лет батюшка служит в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, помнит все престольные праздники Богоявления.
«Праздник Богоявления, — говорит отец Матфей, — один из великих праздников нашей Святой Церкви, в котором Церкви открывается знание о Святой Троице. Верующие готовятся к этому дню постом и молитвой и приходят в храм, чтобы почерпнуть святую воду и принести к себе в дома. Россия — единственная в мире страна, где народ христианский так благоговейно относится к иорданской воде. Многие верующие даже в советские времена в Праздник Богоявления приезжали к нам в собор не только со всех концов Москвы, но и из разных уголков нашей страны, чтобы здесь взять святую воду и помолиться на богослужении, потому что знали, что здесь его возглавляет Патриарх».
И далее: «Хотел бы пожелать, чтобы люди берегли веру и святую воду, принимали эту воду со страхом и благоговением, хранили её и относились к ней с особым чувством, ибо вода иорданская является источником нашей жизни. Мы должны принимать её с глубокой верой во Христа, пришедшего на реку Иордан креститься. Дай Боже всем здоровья, и пусть милость Божия пребывает со всеми вами!»
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 24 марта 2013 года протопресвитер Матфей назначен почётным настоятелем. А настоятелем Богоявленского собора стал протоиерей Александр Агейкин. В его первой проповеди есть такие слова: «Я очень благодарен дорогому отцу Матфею, который для каждого священнослужителя, для каждого верующего человека нашего первопрестольного града является величайшим духовным авторитетом, человеком, сохранившим своею мудростью, своею верностью этот духовный очаг. Отец Матфей, как некогда древний пророк Моисей, много-много лет на этой горе стоял с воздетыми руками, и это его молитвенное предстательство позволяло нам побеждать злого амалика, предводителя греха, который бы нас одолел, если бы не эти воздетые к небу руки дорогого батюшки.
Некогда Аарон и Ор подошли к Моисею, видя его слабеющие руки. И когда он опускал их — враг одолевал. Со страхом и трепетом они держали, отдавая все силы, чтобы его руки были воздеты в молитвенном предстоянии. Так и сегодня я подобно этим древним святым праотцам должен прикоснуться к рукам отца Матфея, чтобы они не опускались, чтобы грех нас не побеждал, чтобы эти духовные традиции в каждом из нас возрастали, спасая нас от смерти…»
В обыденной жизни мы нередко говорим или пишем пространные слова по тому или другому поводу. Здесь же лучше, чем принято в церковном обиходе, и не скажешь: Аминь!
Записал Николай Алексеевич ГОЛОВКИН