Сколько святынь за годы лихолетья было утрачено, сколько мощей было уничтожено?! Мощи же святого Иоасафа Белгородского сохранились. Господь являет нам опять те святыни, которые призваны выполнить свою особую миссию в судьбах людей и в судьбе всего народа, страны.
17 сентября – обретение мощей свт. Иоасафа, епископа Белгородского.
Было время, когда мощи святителя Иоасафа исчезли, никто не знал, где они находятся. Это было тогда, когда мы жили под лозунгом: «Союз нерушимый республик свободных». Но, как оказалось, кроме слов в этом лозунге ничего не было. При первой же возможности свободные республики «разбежались» по своим национальным «квартирам». К сожалению, такие же тенденции наблюдаются и в исторически едином народе, православных славянах. Я имею в виду разделившихся русских, украинцев и белоруссов.
Все мы уже к этому привыкли, и трезвомыслящие люди были бессильны тогда этому воспрепятствовать, мы и сейчас не в состоянии остановить всё нарастающий процесс нашего разделения. Нас, конечно, через СМИ пытаются убедить, что идёт сближение, на самом же деле — всё наоборот. Таможни укрепляются, вводятся ещё более жёсткие разграничения в сфере духовной, и мы это прекрасно видим. Не без помощи тех, кто кричал про «самостийность» Украины, разрушается и единство Православной Церкви. Единственным мерилом справедливости, для меня лично, служат те события, которые происходят в духовной жизни. Среди таких событий — второе обретение мощей святителя Иоасафа.
Святитель Иоасаф возвратился снова на свою кафедру. Теперь уже нетленными мощами. Возвратился тогда, когда Белгород стал пограничным городом между Россией и Украиной. В период его жизни Белгородская епархия объединяла и обширные просторы Слободской Украины, и нынешние Белгородскую, Орловскую, Курскую области. Тогда это было единое духовное и географическое пространство. И я думаю, что этим возвращением Господь нам всем даёт знак, что единение возможно. И если мы это единение мыслим как единение во Христе, то оно обязательно будет. Святитель Иоасаф является по своему рождению и житию особым святым. Он родился на Украине, начинал свой пастырский путь тоже там, потом был наместником Троице-Сергиевой лавры, в Санкт-Петербурге был хиротонисан в епископы, архипастырское служение проходил в Белгороде. Вся жизнь, пастырский подвиг нашего святителя — подтверждение слов апостола: «нет ни элина, ни иудея (…) ни раба, ни свободного, но все и во всем — Христос» (Кол. 3, 11).И это ещё раз показывает, что в первую очередь у нас должно быть единство во Христе. Из этого единства будут произрастать все остальные мотивы, тенденции и условия в сферах экономики, политики и т.д. Даже историческая память, общность культурных традиций — всё это уже в прошлом. В начале третьего тысячелетия, после ХХ века, после того, как мы прошли через выхолащивание этого единства, через уничтожение духовной основы, к единству мы можем вернуться только через созидание общей духовной основы, которой является Иисус Христос. И видимым символом этого, не только символом, но и ходатаем и молитвенником пред Богом, служит святитель Иоасаф Белгородский.
Протоиерей Олег КОБЕЦ, настоятель кафедрального
Преображенского собора, Белгород
Дважды в год, в августе и сентябре, совершается в Белгороде Крестный ход с нетленными мощами свт. Иоасафа. На эти Крестные ходы приезжают люди не только из Белгорода, но и из очень многих городов и сёл. Духовно чуткие и мудрые люди знают цену этому событию. Они ощущают каждодневно помощь святителя в своих больших и малых делах.
Мы представляем вашему вниманию отрывки из воспоминаний известных людей, выдержки из исторических документов и отзывы наших современников.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И. М. ДОЛГОРУКОВА. 1810 год
Между пастырями здешнего края был некто благородного происхождения, по имени Иоасаф Горленко… По его соизволению под храмом (речь идёт о Белгородском кафедральном Свято-Троицком соборе, взорванном в 30-х гг. XX века безбожной властью — Прим. ред.), в нарочно сделанной палатке, почивают его мощи в открытом гробе: они публично не прославлены, но тайным вдохновением он почитаем многими за святого. Я видел его останки: они удивительно сбереглись от тли и всякой порчи: руки его суть как руки человека, недавно умершего, но он несколько десятков лет тут спит. Приезжие барыни служили по нём при нас панихиду.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АРХИМАНДРИТА ДОСИФЕЯ о первом обретении мощей и причислении свт. Иоасафа к лику святых. 1911 год, 4 сентября
Наконец прибыли члены Императорской семьи, и было назначено торжество. Я стоял на торжествах уже с глубоким волнением, не верил и всё же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек — лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особенное моё внимание обратил один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания: все части тела срослись в какой-то клубок мяса и костей в земле. Я ждал: что же сможет получить этот человек? Можно ли ему чем помочь? И вот вынесли гробницу с мощами святителя Иоасафа. Такого никогда не видел и вряд ли уже увижу — почти все больные, стоящие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены. С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее и не выпускал из виду того скрюченного. Когда он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри его, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня. Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, стал рассказывать ему всё, просил записать…
ХРОНИКА ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ
1 декабря 1920 года, согласно постановлению 5-го Белгородского уездного съезда Советов, состоялось вскрытие и анатомирование прославленных мощей. Вскрытие производилось под наблюдением и руководством представительной комиссии. Однако кощунственный акт этот не оказал того пропагандистского влияния на «тёмное и забитое» население, на которое рассчитывали атеисты. Наоборот. Многие сомневающиеся утверждались в истинности православной веры. Вскоре мощи святителя были отправлены в губернский город Курск. Оттуда в Москву, в музей Наркомзема.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ АНАСТАСИИ ЦВЕТАЕВОЙ
Это было, как мне помнится, в 1924 году. В Москве, на Петровке, в высоком особняке помещался музей Наркомзема. И там, на втором этаже, был зал, где, в доказательство несуществования мощей (а существования мумификации), под большой витриной, под стеклом с перекладинами, лежали мощи св. Иоасафа Белгородского. А над ним, сбоку, на длинной полке, в стеклянном гробике лежал маленький, с искаженным лицом, в позе самозащиты, труп бывшего фальшивомонетчика, убитого во время дележа денег. Он был найден в сухом подвале. И рядом на маленькой полочке лежала засохшая мёртвая крыса.
Свт. Иоасаф был епископ. Епископов, мне сказали, хоронят с длинными волосами, как полагается православному священству, но теперь он лежал остриженный под первый номер. Я видела образ его и сразу узнала нос с горбинкой, строгие благородные черты. Высокого роста, епископ лежал обнажённый, с куском картона на чреслах, закрытые глаза не видели, слава Богу! И стали мы с сыном-подростком ходить в музей, прикладываться к мощам, стараясь делать это незаметнее. Думаю, мы не были единственными.
На стенах вывешивались вопросы населения, на которые через несколько дней тем же способом отвечали служащие музея. Один из этих вопросов я запомнила: «Почему плохо пахнет фальшивомонетчик?». Мальчишеские глаза сына смеялись, и голос был весел: «Что они ответят народу, что?».
На стенах ответа не вывесили, но полка со стеклянным гробиком исчезла; точно её и не было.
И, кажется, всё. Да, так казалось. Но прошло много лет — и надо же, чтобы именно мне пришёл этот ответ, и я его тут записала!
В 30-х гг. я преподавала английский язык научным сотрудникам учреждений и шла с утра вместе с молодой женщиной, старостой группы. Как зашёл разговор о музее Наркомзема — не помню. Но моя спутница оживилась: «Теперь его нет, по-моему, но тогда я работала в одной лаборатории, имевшей отношение к больнице Склифосовского, бывшей Шереметевской. И к нам привезли мумифицированного фальшивомонетчика, его история была известна. Он стал издавать дурной запах, а его надо было вернуть обратно в зал музея Наркомзема. Фальшивомонетчика принялись бальзамировать. Сколько над ним старались! Все усилия, все знания приложили. Но, должно быть, перестарались потому что он у них под руками вдруг рассыпался в вонючий прах». И тогда я рассказала моей спутнице начало этой истории.
Куда перевезли мощи святителя Иоасафа Белгородского, целы ли они где-нибудь?
ХРОНИКА ПОСЛЕВОЕННЫХ СОБЫТИЙ
Нетленные мощи Иоасафа Белгородского в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград (Санкт-Петербург), в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей атеизма и религии). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора, напротив могилы М. И. Кутузова. Но тогда в точности повторилась московская история.
В 1970 году директор Ленинградского музея атеизма и религии получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников. Факт этот они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери.
В этом же году вновь обретённые мощи после проведённой идентификации привезли в Москву, где они почти месяц находились в патриаршем Богоявленском соборе. Потом раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.
ИЗ СВИДЕТЕЛЬСТВ ОЧЕВИДЦЕВ, СВЯЩЕННО И ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА
16 сентября 1991 года, в день возвращения нетленных мощей святителя Иоасафа во время Крестного хода по улицам города, над Белгородом была радуга. И благоухание нежное распространялось вокруг. Жители города, наблюдая необычное явление, высыпали на улицы. Те, что помоложе, залезали на крыши остановочных павильонов — хотелось всё получше рассмотреть.
***
В Преображенский собор, где пребывают нетленные мощи большую часть времени, приезжают очень много паломников, чтобы поклониться святителю-чудотворцу. Из самых разных городов. Иногда приезжают из-за границы. И не только из ближнего зарубежья, но и из таких стран, как США. Спрашиваем, откуда вы узнали о нашем святителе Иоасафе? Отвечают: «Из журналов и газет, издаваемых Московской Патриархией».
***
В последнее время очень часто в кафедральный собор Белгорода приносят, привозят детей, которые родились или стали инвалидами, для того, чтобы приложить их к святым мощам. Каждый день люди заказывают благодарственные молебны святителю Белгородскому. Значит, есть за что благодарить…