Недавно была принята очередная федеральная целевая программа с довольно странным названием «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Объём финансирования предполагается в размере почти 7 млрд рублей. В самом названии этой программы содержится очень жёсткое противоречие.
По здравом размышлении, этнокультурное развитие народов России напрямую противоречит задачам объединения общества в единую российскую нацию, потому что если мы развиваем этнокультурное своеобразие различных народов, то так или иначе возникает местный национализм, произрастающий в сепаратизм, и, соответственно, влечёт за собой распад единого общего пространства. У нас не принято говорить о том, что интересы разных народов России не во всём совпадают, более того — они часто противоположны друг другу, особенно это касается соседних народов. Когда у нас говорят о единстве народов России, обыкновенный человек перечисляет обычные человеческие интересы.
Все хотят жить сыто, в мире, с хорошей медициной, образованием и т. д. Но на этих основаниях можно объединяться с кем угодно, можно строить российскую нацию и в Африке. Эти интересы не являются национальными. Национальные интересы возникают из особенного исторического опыта, своеобразия культуры, религиозных традиций, из особых географических условий жизни народа, его отношений с соседями, из огромного количества тех специфических проблем, которые есть у каждого народа и которых не может не быть.
К сожалению, наша национальная политика сейчас построена на том, чтобы игнорировать противоречивость национальных интересов различных народов России. Потому и допускаются такие нелепые формулировки, как «укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» в одном флаконе. Либо мы укрепляем единство российской нации, либо мы занимаемся этнокультурным развитием народов России.
На самом деле — это очень разные программы. Вся национальная политика построена на том, что национальная проблема в стране игнорируется. Есть идея о том, что у нас существует российская нация. На самом деле с 2001 года идёт эксперимент по её созданию, и пока что результаты, мягко говоря, плохие. Согласно Всероссийской переписи населения в 2010 году, россиян в России насчитывается всего 13 357 тыс. человек! Если правительство и вся королевская рать 12 лет проводят политику утверждения новой российской нации, а в результате россиян всего 13,5 тыс. человек, это означает, что либо все эти программы проводились из рук вон плохо, либо совсем не проводились, а только о них говорили.
Дело в том, что вся эта риторика о становлении единой российской нации нужна просто сама по себе как форма самопрезентации нынешний политической системы. Это такая фантазийная политика, которая основана на формальных заявлениях, что у нас есть единая российская нация, что нам надо укреплять её единство.
На самом деле проблема гораздо глубже. И хорошо, что реально никто эту политику не проводит. Если бы действительно государство озаботилось тем, чтобы все народы России осознали себя россиянами и чтобы появилась новая российская нация, то интересно, как среагируют те же чеченцы или татары? Думаю, что это приведёт к крайне плачевным последствиям, то есть фактически к развалу страны, потому что нельзя заставлять народы изменять своё самосознание в зависимости от политической конъюнктуры. Это фактически была бы политика этноцида всех народов России.
За всей этой номиналистической фикцией о российском народе скрывается полное игнорирование реальных национальных проблем, которые есть в России и которых с каждым годом всё больше: проблем межнациональных, межэтнических отношений. Демагогия о российской нации призвана заретушировать отсутствие национальной политики у государства.
Если межэтнические противоречия не решать с помощью переговорного механизма, то их будут решать на улице. Ведь у нас даже русского народа в России формально нет. Есть люди с русской идентичностью, их наличие фиксируется переписью населения, но ни в одном законе не сказано, что у нас есть русский народ, нет никаких способов его репрезентации, нет никаких механизмов выявления его своеобразных проблем. Но эти проблемы реально существуют не только на общероссийском уровне, но и везде, где живёт какой-то процент русских, а это почти повсеместно, за несколькими исключениями.
У русских есть очень своеобразные местные проблемы, а у государства нет никакого механизма их выявления. Более того, когда представители малых народов России хотят обсудить с русскими накопившиеся проблемы и решить, как быть дальше, чтобы «не доводить до греха», оказывается, им не с кем это обсуждать, так как представителей русских нет. Есть национальная власть и есть русское население, которое никем не представлено и существование которого никак не отражено во властных органах РФ. Это огромная проблема, которая игнорируется и завешивается ширмой существования единого российского народа.
Фактически мы имеем дело не с новой серьёзной программой по становлению российской нации, а с очередной фикцией, в результате которой в последующей переписи «россиян» окажется в лучшем случае в два или в три раза больше, чем предыдущие жалкие 13,5 тыс. человек. Но даже если их окажется больше в 10 раз, то российскую нацию это всё равно не создаст, разве что можно будет предположить появление нового этнического меньшинства.
На деле же происходит стагнация государственной политики в сфере национальных отношений межэтнических проблем. Она забалтывается фиктивной риторикой, а реальные проблемы накапливаются. При обсуждении этой программы стоит поговорить о тех печальных итогах, которые мы уже имеем к настоящему времени после 12 лет реализации всех этих идей. Это рост ксенофобии и межэтнической напряжённости, культурной и социально-политической деградации русского населения в национальных республиках РФ. Скорее всего, когда будут подводить итоги этой программы, ситуация станет гораздо хуже.
Олег Борисович НЕМЕНСКИЙ,
старший научный сотрудник Российского
института стратегических исследований