29 декабря – неделя святых праотец
Святитель Феофан Затворник говорит, что мы так должны проходить Рождественский пост, чтобы в конце его каждому из нас дано было лично ощутить в причастии, душой и телом, тайну Воплощения Божия. Как мы готовимся к этому дню? За две недели до Рождества Церковь вспоминает ветхозаветных праведников, святых праотцев, через которых исполнились обетования Господни и открылась слава Израиля. Почему же читается в этот день в Церкви Евангелие о званых на пир? Потому что не только к современникам земной жизни Спасителя, а к нам обращены слова Его первой проповеди: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
В Евангелии сказано, что это Царство подобно царю, который решил устроить брачный пир своему сыну, и созывает на этот праздник гостей. Задумаемся о том, что это за образ — «брачный пир». В древности, когда царь устраивал брачный пир для своего сына, это было событие, к которому тщательно готовились. Приготовлялась особо изысканная пища и вина. Это было событие и общественное, и государственное. Оно касалось всех людей. Великой честью было быть приглашённым. Не потому только, что человек мог оказаться среди роскошного пира, а потому что сподобиться царской милости — само по себе большая честь.
Но мы слышим нечто странное. Приглашённые не испытывают желания идти на пир царя. Они даже не проявляют никакого интереса к этому пиру. Как такое может быть? В земной, человеческой жизни такое представить очень трудно. Возможно, люди не идут на царский праздник, потому что не хотят, чтобы у них в стране был этот царь. Этот царь проявляет слишком большую заботу совсем не о том, что им нужно. И потому со злобой и оскорблениями встречают приглашение царя и убивают его посланцев.
Эта притча — о духовном пире. Посмотрите, как сегодня люди живут, что их волнует, к чему они стремятся. Что передают по телевидению, по радио, что пишут в газетах. О чём люди, встречаясь друг с другом, беседуют. Когда речь идёт о деньгах, о блуде, который теперь называется любовью, о политике, путешествиях, моде, спорте — они внимательно слушают. А заговорите с ними о жизни будущей, о Страшном последнем Суде, о рае и аде — на их лицах появляется скука. Одни из них откровенно зевают, а иные просто со злобой и с насмешкой встречают такие речи.
Разве мы не узнаём в людях, которые нас окружают, тех приглашённых на царский духовный пир? Мы видим у них полное равнодушие к тому, что предлагает им царь. Или гораздо худшее: они готовы растерзать и убить тех, кто говорит о Царстве Небесном. Это Евангелие раскрывает нам в простоте и глубине картину жизни человеческого рода.
Оттого что люди с таким безразличием встречают проповедь о вечной жизни, должна ли умолкнуть, замкнуться в себе Святая Церковь? Нет, Господь этого не благословляет, и притча эта совсем о другом. Царь посылает своих слуг на улицы и на площади, и они находят там людей, которые как будто ещё не готовы к тому, чтобы быть приглашёнными на царский духовный пир. Но многие из них приходят. Одни — с изумлением, с благодарностью, с покаянием. Другие просто идут: всех зовут, и мы идём. Церковь призвана обращаться к человеческому сознанию и человеческой совести до скончания мира — до тех пор, пока грех не станет нормой, когда не будет уже необходимости каяться и обращаться к иной, высшей радости жизни.
Что же это за пир? Что знаем об этом духовном пире мы, приглашённые? Что за трапеза предлагается нам Царем? Есть ещё на земле и в России, почти в каждом городе и во многих сёлах, храмы, и в каждом храме в алтаре есть стол, который во многом напоминает всякий другой стол, но от всякого другого стола отличается. Это — единственный стол, на котором совершается Божественная литургия. Самая простая пища предлагается здесь — хлеб и вино, но она драгоценнее всех сокровищ, какие существуют на свете. Этот стол называется престолом Господним, на котором восседает Сам Царь Небесный и Самим Собою питает нас на этом духовном пиру.
Те, кого в древности звали на пир Господень, отвергли и убили не только посланников Царя, но и Его Самого. А Он в ответ на это предлагает новый пир, на котором отдаёт нам Самого Себя — всю Свою жизнь, всю Свою любовь — и предлагает приобщиться безсмертной пище. Когда Церковь молится и священник благословляет хлеб и вино, Дух Святой сходит на принесённые Дары, и они становятся Пречистым Телом и Пречистой Кровью Христовой. «О, небесный пир! — говорят святые отцы. — О, сокровище вечное!» «О, божественного, о, сладчайшего Твоего гласа, с нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе».
Одна крошка этого Небесного Хлеба и одна капля этого вина, освящённого Духом Святым, содержит в себе больше, чем может вместить самый великий человеческий ум. Есть такие люди, для которых лишение причастия — самое величайшее бедствие из всех, какие могут быть на свете. Есть люди, для которых дар причастия — самое великое благословение, самое величайшее блаженство вхождения в Царство, которое уже сегодня присутствует среди нас.
За Божественной литургией не перестаёт звучать через священников этот зов Господень ко всем, приглашённым на этот пир: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».
Что же происходит с людьми? Что произошло и почему произошло такое крушение всего в 1917 году? Потому что люди — те, которые именовались православными христианами, — слыша призыв, звон колокольный, даже в воскресные и праздничные дни шли по своим делам, на свою торговлю или на свои увеселения и развлечения. Некоторые просто не могли проснуться, оттого что всю ночь веселились. Были и такие, которые встречали приглашение на пир со злобою и заражали ею всех равнодушных, говоря, что если разрушить этот праздник Церкви, то они будут свободны от Бога и устроят свой земной праздник.
Что же происходит сейчас?
То же самое, только несравненно хуже. Несравненно глубже равнодушие, которым охвачены люди. Несравненно более яростна злоба людей, ненавистников проповеди Православной Церкви. Но несравненно более горькими будут последствия всего этого.
Дай нам Господь услышать сегодняшнее слово и призыв Господа на царский пир. Только бы и нам не оказаться среди этого пира подобными тому человеку, который был не в брачной одежде. Он присутствовал и сейчас присутствует за Божественной литургией, а сердце его не здесь. Сердце его там, где все его дела; где увеселения. Он не в брачной одежде, не в том духовном веселии, не в той чистоте и любви, которой живут Господь и Его святые. Даже присутствуя на царском пиру, он облачён в ту земную одежду, в которой творятся все земные дела. Друг, для чего ты здесь? — говорит ему Господь точно такие же слова, как сказал Он на Тайной вечери Иуде.
Помолимся Господу, услышим, что для Него важнее всего на свете — чтобы всем нам было хорошо. Будем верить в Него и тому, что Он говорит, больше, чем в кого-то или кому-то, или чему бы то ни было. Будем исполняться любовью, которая соединяет человека с Богом. Это единство души человеческой с Богом и есть брак Агнца, для которого создан каждый человек. Когда на царском пиру Божественной Евхаристии душа человеческая соединяется в любви с Богом, она узнаёт, что всё остальное — измена и блуд.
Горьким может быть падение человека. Он может так привыкнуть к блуду, что законный брак ему покажется скучным и неинтересным. Но последствия этого страшны: лишение Царства, радости земной и радости вечной, которую предлагает каждому без исключения человеку Господь.
Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ