«Косово: вчера, сегодня, завтра» — этой теме был посвящён Круглый стол в Российском институте стратегических исследований. В нём приняли участие люди, знающие ситуацию в Косово не понаслышке.
Епископ Липлянский Иоанн (Чулибрк), викарий Белградской епархии Сербской Православной Церкви, много лет занимается переговорами — как с представителями международных сил, так и с албанцами, живущими в Косово. По окончании конференции епископ Иоанн ответил на вопросы корреспондента «Русского Дома».
Корр.: Какова сегодня роль Православной Церкви в Косове и Метохии?
Епископ Иоанн: По аналогии с Ближним Востоком, где ничего нельзя понять о конфликте, не говоря о Храмовой горе, так же нельзя понять происходящее на Балканах без понимания того, что Косово и Метохия являются священной землёй. Она и сейчас подтверждает это крайне необычным путём: даже люди, не родившиеся православными, начинают понимать, что это священная земля. Они чувствуют это. Чувство того, что это святая земля, полностью овладевает ими. Я говорю не только об албанцах, часть которых по своему происхождению являются сербами, но и о представителях международных сил, которые прибыли сюда, по сути дела, как оккупанты.
Если уж говорить об албанцах, то надо иметь в виду, что традиционное патриархальное албанское общество сейчас находится под большой угрозой. С одной стороны, радикальный ислам, а с другой — агрессивная секуляризация, обмирщение, которое принёс западный мир. Патриархальный мир сейчас распадается у многих народов Европы, но у албанцев этот процесс особенно силён. Православная Церковь им сегодня может поведать о самом главном, о том, что Христос — краеугольный камень жизни для каждого человека на Земле. Если мы можем это свидетельствовать, значит, мы и есть настоящая Церковь. Потому что Христос даже с креста мог прощать своих врагов, это касается и многих европейцев, американцев, представителей международного сообщества, которые пребывают в Косово. Именно в Косово они узнают то настоящее, первоисконное христианство, которое во многом потеряло свои силы, свои духовные соки в западных вариантах христианства.
Корр.: Откуда эта тяга к Православию у людей, далёких от Церкви?
Епископ Иоанн: Один из натовских офицеров сформулировал это в коротком предложении: «Тут моя жизнь имеет смысл». И здесь слова апостола Павла становятся правдой: наша сила совершается в нашем безсилии, в нашей слабости. И чудесным промыслом Божиим трагедия православного народа внезапно превращается в Благовещение для всего мира. Сегодня несколько офицеров международных сил перешли в Православие и посещают наши церковные службы, как обычные прихожане. То же касается и албанцев…
Корр.: А почему в Церковь приходят албанцы?
Епископ Иоанн: Во-первых, у них существует зов крови, ведь когда-то их предки были православными. Во-вторых, они чувствуют, что Православная Церковь — это единственное, что хранит вечные ценности. В то же время они чувствуют и любовь, потому что, несмотря на все различия, их принимают как братьев во Христе.
Корр.: Как вы думаете, вернётся ли священная земля — Косово и Метохия — в лоно Сербии?
Епископ Иоанн: После косовского боя в 1389 году сербы 500 лет дожидались того момента, когда вернут эту землю себе. Что же тогда, по сравнению с этим, четырнадцать лет, которые прошли с тех пор, как НАТО пришло в Косово?
Беседовал Андрей Викторович ПОЛУШИН