Протоиерей Вячеслав Брегеда - Размышления об истоках терроризма

 

Протоиерей Вячеслав Брегеда - настоятель храма вмч. Димитрия Солунского д. Яковлево Сергиево-Посадского района Московской области

 

Почти каждодневно СМИ сообщают нам о терактах. Случаются они чаще всего неожиданно. Люди, к примеру, в добродушном мирном настроении приезжают в аэропорт, стремятся отправиться на отдых… и вдруг страшный взрыв: десятки убитых, сотни раненых. Смертник-шахид взрывает сам себя и убивает и калечит рядом находящихся: детей и взрослых, пожилых и инвалидов, христиан и мусульман… Так было у нас сравнительно недавно в Домодедово. Это явление не имеет границ и получило название «международный терроризм».

Чтобы понять сущность всего этого, обратимся к истории. У нас в России в своё время были так называемые революционеры-бомбисты, которые во имя, как они считали, будущей справедливости, равенства и братства готовы были совершить любые преступления: бросали бомбы в царственных особ, покушались на жизнь известных государственных мужей. Имён и примеров можно привести множество: декабристы Пестель, Рылеев, Бестужев и др., народовольцы Желябов, Перовская, Александр Ульянов… В их честь названы улицы. У нас в Сергиевом Посаде есть улица террориста Каляева, который совершил убийство великого князя Сергея Александровича, бывшего генерал-губернатора Москвы, мужа великой княгини преподобномученицы Елизаветы…

Как тут не вспомнить ставшее крылатым высказывание премьер-министра Российской империи Петра Столыпина: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». На премьера было совершено одиннадцать покушений, и он также стал жертвой террористического акта.

В прошлом веке террористы были в основном революционерами. Сейчас наибольшее распространение получил исламский терроризм, и характер этого явления несколько изменился. Однако, несмотря на различия, есть и нечто общее, что объединяет эти два понятии, — сатанинское стремление к человекоубийству, разрушению, которое создаёт почву для подрыва целостного государственного организма. Известен случай, когда к одному из «бомбистов» пришёл в тюрьму священник и беседовал с ним, спрашивал, не раскаивается ли он, тот ответил: «Взрывал и буду взрывать».

Я неоднократно читал Коран, жизнеописание Магомеда. В исламской религии есть слово «джихад» — борьба с неверными (священная война). Однако «джихад» — это не только физическое уничтожение неверных. Ряд исламских проповедников считают, что джихад — это война добрыми делами, в том числе против собственных пороков и недостатков. В этом плане очень показательны жизнь и учение чеченского проповедника шейха Кунта-Хаджи. Некоторые его труды переведены на русский язык. Жил он в середине XIX в., когда Россия вела на Кавказе большую войну. Кунта-Хаджи пользовался в народе большой популярностью как проповедник мира, социальной справедливости и нравственности. Он учил не воздавать злом за зло, утверждал, что всякая власть от Бога, призывал не к оружию, а к молитве. Шамиль преследовал его и считал своим врагом. Некоторые историки утверждают, что Лев Толстой, участвовавший в то время в войне на Кавказе, встречался и беседовал с Кунта-Хаджи и от него воспринял идею непротивления злу насилия. По навету противников Кунта был оклеветан, посажен в тюрьму и сослан в российскую глубинку, где и закончил трагически свой жизненный путь. Чеченцы почитают его как святого и стараются придерживаться выработанных им жизненных принципов.

Однако среди такой общей миролюбивой направленности встречаются и «исключения», о которых сегодня знает весь мир. Вспомним Беслан, «Норд-Ост», взрывы в московском метро… Один молодой человек рассказывал, как переписывался «ВКонтакте» с девушкой из Чечни. Их беседы о высоких нравственных идеалах закончились, когда девушка сообщила, что главный смысл своей жизни видит в том, чтобы стать шахидкой ради будущей райской жизни. Правоохранительными органами был недавно выявлен сайт, с которого некая «правоверная» со славянской внешностью призывала молодых девушек принять ислам и сделаться шахидками. «Довольно грешить и гнить в этой жизни», — примерно так убеждала своих возможных сподвижниц смертница-террористка, — один взрыв… и вы в раю». Такие люди, без сомнения, — зомби.

Как нам, православным христианам, относиться к подобным жизненным реалиям? В российских городах повсюду, в том числе на строительстве храмов, работают сегодня и узбеки, и таджики… Многие из них исповедуют ислам. Их теоретически тоже могут завербовать для «благих целей». Во время праздника Курбан-байрам проспект Мира в Москве напоминает хадж в Мекку — вся заполнена мусульманами. Некоторые жители при виде всего этого в сердцах говорят, что их просто охватывает ужас…

Я родился в Караганде в семье ссыльных. Депортированные с родных земель чеченцы и ингуши жили с нами тогда по соседству. В детстве у меня был друг чеченец Михаил Муцольгов. Вместе мы играли в футбол, ходили в кино, с ватагой ребят гуляли по улицам. Он приходил к нам на религиозные праздники… Не помню, чтобы у нас были какие-либо трения, разногласия или споры по поводу религии или по другим серьёзным вопросам.

Что тут можно ещё добавить: столетиями в некоторых странах мирно жили люди разных религий и национальностей и с уважением относились друг к другу.

Главная опасность и внутренняя человеческая трагедия нашего времени — религиозный фанатизм, экстремизм. Такое явление может возникнуть и в православной среде и называется «ревностью не по разуму». Я наблюдал подобные нездоровые симптомы среди некоторых рьяных сторонников восстановления монархии. Всё это — душевные перекосы, отклонения в духовной жизни. Не случайно святые отцы говорили, что нет цены умеренному духовному деланию.

В США сейчас идёт суд над одним из оставшихся в живых братьев Царнаевых. Американцы всегда весьма сдержанно относились к осуждению исполнителей терактов, которые случались в нашей стране. В своё время открыто поддерживали противоположную сторону в военном конфликте в Чечне. И вот теперь подобное коснулось и их страны.

Диакон Андрей Кураев рассказывал о братьях Царнаевых следующее. Старший брат был наркоманом. Когда он пришёл в ислам и начал ходить на религиозные встречи, его мать этому очень обрадовалась, решив, что от такой жизненной перемены, несомненно, будет добро. За старшим потянулся и младший брат… Итог хорошо известен.

В последнее время религиозный фанатизм проявляется в самых жестоких формах. Почти регулярно происходят убийства служителей ислама, которые поддерживают его мирное направление.

Недавно я ехал в метро, и в вагон вошла женщина в мусульманской одежде. Все взгляды устремились на неё. Среди пассажиров сразу же появилось беспокойство и желание поскорее выйти из вагона.

В связи с террористическими актами люди порой начинают бояться мусульманства как такового. Рядовой обыватель смотрит на ислам с испугом. Если строится мечеть, значит, будут и потенциальные террористы. И действительно, имели место случаи, когда возле мечетей в Москве вербовали смертников. В последнее время среди погибших или арестованных террористов есть и славяне, принявшие ислам. Что это — некая мода, бренд? Правильнее, конечно, назвать это эпидемией духовного неблагополучия.

Из моих прихожан кто-то рассказал, что видел недавно ребятишек, которые ехали на велосипедах и играли в войну. Обычные русские ребятишки. На головах у них было что-то вроде чалмы, закрывавшей нижнюю часть лица. Передвигаясь резкими рывками, с криками «Аллах акбар!» они устремлялись в сторону предполагаемого «противника».

Невольно вспомнилось и моё детство. Помню, как мы тоже играли в войну, изображали Илью Муромца, Алёшу Поповича, Александра Невского, Александра Матросова…

Что ж, меняется время — меняются и герои…

Я знаком с мусульманином, который живёт в Израиле и возит православных паломников. Это спокойный весёлый человек, добрый семьянин. Он неоднократно привозил нас к себе домой, угощал, знакомил со своими домашними. Что это, другой ислам?..

Можно ли предотвратить терроризм? Ответ на этот вопрос однозначным быть не может. В Евангелии сказано, что все преступления рождаются прежде всего в сердце человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19). Сознание к этому склоняется — вот что самое страшное, и тогда человеческой волей начинают управлять духи тьмы, злобы поднебесной. Вспомним слова апостола Павла: Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12).

Как бы то ни было, необходимо всегда помнить такие евангельские слова: Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть (Мф. 24, 6). На мой взгляд, всемирная проповедь христианства в наши дни прежде всего заключается в том, чтобы по-добрососедски жить и с пониманием относиться к людям иной веры, ибо блаженны миротворцы…

Протоиерей Вячеслав Брегеда
Публикацию подготовил Владимир Борисович ПАНКОВ