Удручающее состояние памятников архитектуры и зодчества в Москве и Московской области стало уже притчей во языцех. К сожалению, борьба за их сохранение приобрела характер арьергардных боёв. Арьергардный бой — это когда мелкие части прикрывают бегство основной армии, не позволяя противнику её полностью уничтожить.
Защитить же памятники зодчества и архитектуры возможно лишь с помощьюавангардных боёв — на ранней стадии разрушения или в крайнем случае на средней. А на аварийной стадии, как показывает практика, почти безполезно: придут дяди-чиновники с калькуляторами и скажут, что дешевле выйдет построить новое здание. Стало быть, нужно, во-первых, не допускать аварийного состояния памятников, а во-вторых, не сводить дело их охраны к защите (тем более запоздавшей) отдельного здания, если оно является частью единого архитектурного комплекса. Ведь у нас, начиная с XVIII века, города редко застраивались индивидуальными объектами, не связанными визуально с другими объектами, — нет, они застраивались по архитектурному плану. Мы не везде увидим такое геометрическое совершенство пропорций, как в Санкт-Петербурге, но тем не менее исторические центры наших городов создавались как архитектурные ансамбли..
Тем удивительнее, что в тех случаях, когда они каким-то чудом сохранились, спасением их никто не занимается. Величественный комплекс зданий казённой суконной фабрики конца XVIII — первой половины XIX в. в подмосковной Павловской Слободе всё еще существует, несмотря на то, что одно строение сильно пострадало от пожара. Настоятель древнего храма Благовещения протоиерей Владислав Провоторов сказал мне: «Такого больше нет нигде», — а он, получив в Строгановском училище архитектурное образование и постоянно применяя его на практике при восстановлении и строительстве храмов в Павловской Слободе, знает, что говорит.
Тут надо пояснить, что заводские корпуса указанной эпохи не имеют никакого отношения к привычным нам заводским корпусам. Всё, что носило тогда слово «казённый», строилось навечно и внешне напоминало дворцы. Когда суконная фабрика в 1859 г. закрылась и в комплекс зданий переселились артиллеристы, не потребовалось добавлять в ансамбль что-то специфически военное. Имперский архитектурный стиль казённой фабрики вполне подходил имперскому духу воинской части. Надо сказать, что пребывание в историческом комплексе воинских частей (как в дореволюционное, так и в советское время) и обеспечило его сравнительную сохранность. Это с одной стороны. А с другой стороны, своей «анонимностью», безвестностью выдающийся архитектурный памятник в Павловской Слободе тоже обязан воинской части с её секретностью.
К 1859 г. фабричный комплекс составлял 15 каменных зданий, да каких! Моды на унылые заводские коробки-корпуса тогда, повторю, ещё не было. Монументальная ампирная постройка обязательно должна была иметь фронтон с колоннадой, причём с фасада — настоящей, а с задней части — декоративной. Естественно, колонны делали не из гипса, как во времена «сталинского ампира», а из настоящего белого камня. Колонны и белокаменные элементы декора эффектно выделялись среди краснокирпичной кладки. Центральная колоннада под огромным фронтоном Офицерского собрания, впоследствии пострадавшего от пожара «цеха № 5» 6892-й базы, самая большая в комплексе, хорошо сохранилась и по-прежнему впечатляет, несмотря на то, что к ней в «лучших традициях» пристроена какая-то советская кирпичная коробка. «Пожалуй, она немногим меньше, чем колоннада Большого театра?» — спросил я у о. Владислава, когда мы осматривали портик. «Думаю, что соразмерная ей», — ответил он. Вдумайтесь: у нас в ближнем Подмосковье гибнет дом середины XIX в. с такой же колоннадой, как у Большого театра!
Главный архитектор проектов Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Александр Владимирович Субботин пишет об историческом комплексе бывшей Павловской суконной фабрики: Однако уже сейчас можно сказать, что понесённые сооружениями утраты и незначительные позднейшие наслоения не смогли исказить первоначальный внешний архитектурный облик ансамбля, и при бережном и профессиональном подходе он может быть полностью восстановлен в процессе реставрационных работ и приспособлен для многофункционального использования в современных условиях».
А между тем существует приказ печально знаменитого бывшего министра обороны А. Сердюкова от 14.09.2012 г. за № 2853 об… уничтожении (разборке) в шестимесячный срок 9 зданий исторического архитектурного комплекса! И приказ этот до сих пор никем не отменён. И если его, не дай Бог, будут приводить в исполнение, на защиту зданий не встанут никакие ВООПиК и «Архнадзор», ибо в официальных документах как архитектурные памятники они не значатся.
А ведь здесь есть и воинский храм! Как мне удалось установить, в 1906 г. казарменный корпус был перестроен для церкви Архистратига Михаила. Попечение о сооружении храма взял на себя лично дядя царя Николая II великий князь Сергей Александрович (злодейски убитый террористом Каляевым в 1905 г.), а также командир 2-й бригады генерал-майор Георгий Александрович Глазенап.
Воинский храм Архистратига Михаила большевики закрыли в марте 1919 года.
Я полагаю, что храм гвардейской воинской части со славными боевыми традициями не может находиться в забвении и изуродованном виде. Не по-русски это, не по-христиански. Тут ведь не только одна из исторических павлослободских церквей осквернена и находится в запустении, но и забыты русские герои-артиллеристы, «не щадившие живота своего за Отечество».
По-моему, восстановить воинскую церковь Архистратига Михаила — дело чести российских артиллеристов. В этом им готов оказать всю возможную помощь настоятель ближайшего храма Благовещения отец Владислав Провоторов. Но нужно помнить, что храм Архистратига Михаила — неотъемлемая часть исторического архитектурного ансамбля. Что же — восстановим церковь, а остальное всё будет разрушаться? Или будет снесено по пресловутому приказу Сердюкова? Привести же в порядок весь комплекс можно только с помощью государства.
Ну а начать нужно, конечно, с восстановления храма Архистратига Михаила, как начиналась всякое благое дело на Руси.
Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ