Александр Москалёв - Спасите пушкинское Болдино!

 

12 ноября 1833 года, 180 лет назад назад Александр Сергеевич Пушкин закончил работу над поэмой «Медный всадник» в Болдино

 

Уместно вспомнить, что 7 ноября (26 октября) в первую Болдинскую осень 1830 года Пушкин окончил «Моцарта и Сальери», как бы завершив глубочайшие раздумья над вековой темой: гражданин и верховная власть, гений и злодейство. Они всегда борются. Кто же побеждает сегодня?

Перед отъездом в Оренбург для работы над «Пугачёвым» в сентябре 1833 года Пушкин уже был полон новых замыслов и мечтал, добравшись, наконец, после скитаний до Болдина, отдаться творчеству: «Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться».

1 октября Пушкин прибыл в Болдино. Началась «золотая пора» поэта — осень, когда работалось легко и свободно. И это желание исполнилось: вторая Болдинская осень оказалась очень короткой — всего полтора месяца (с 1 октября до середины ноября), но была «урожайной». Здесь завершилась работа над «Историей Пугачёва» (значительно расширен первоначальный текст черновой редакции, внесены нужные поправки и дополнения). Написана повесть «Пиковая дама». Созданы две поэмы — «Медный всадник» и «Анджело», две сказки — «О рыбаке и рыбке» и «О морской царевне», около десятка стихотворений и среди них такой шедевр, как «Осень».

Но дело не только в количестве написанного, а в новом творческом рывке гения, в громадности выдвинутых и разрабатываемых Пушкиным проблем, во всемирном масштабе мысли. Вот почему вторая Болдинская осень занимает совершенно особое место в творчестве Пушкина 1830-х годов. Только приехав сюда, можно прикоснуться к животворной силе этих мест. Мне дважды посчастливилось здесь побывать. Помню, приехали с группой, возглавляемой незабвенным поэтом и создателем песен Виктором Боковым, пошли по усадебному парку, встретили бабушек-песельниц, которые исполняли протяжную песню. Виктор Фёдорович спросил: «А частушки будут?» Одна меня особенно умилила:

В парке нет такого места,
Где бы Пушкин не гулял.
Вот на этой на скамеечке
Может, он стихи писал…

При этом частушечница указала на… свежесколоченную скамью.

Будут ли теперь, под разговоры о развитии культуры праздники, стихи, доклады, песни и частушки? Сомневаюсь.

Недавно получил письмо:

«В настоящее время музей-заповедник А.С.Пушкина в селе Б.Болдино, что в Нижегородской области, переживает далеко не лучшие времена. Само село расположено на значительном расстоянии от центров.

Дороги нуждаются в уходе, прогрессирует бедность населения, дорогостоящий проезд на транспорте, отсутствие рекламы в СМИ, да и спонсоры не выстроились в очередь. Музей теперь не финансируется напрямую из Федерального центра. Последнее много значит для сохранения культурного наследия в наше время. А ведь само село с близлежащими деревнями — замечательный уголок национальной природы и культуры. Названия, с детства знакомые — Лучинник, Кистенёвка, Львовка, Апраксино… Местное руководство делает ставку на развитие инфраструктуры, чтобы увеличить туристический поток. Сделано немало, но не хватает для завершения строительства комплекса 86 млн рублей. Защита национального культурного наследия является самым важным направлением в патриотической работе с подрастающим поколением. В школьных программах по литературе постепенно сокращают перечень изучаемых произведений Великого оракула, но поездки школьников на Болдинские чтения оставят неизгладимые впечатления в памяти.

В Болдино есть памятник в виде жернова, фиксирующий память о 27 деревнях, стёртых с карты Земли «реформаторами» и «иванами, не помнящими родства». Как не хочется, чтобы село Болдино стало 28-м.

Ректор и проректор Института современного управления, кино и телевидения Г.С.Андреева, Е.И.Кононенко».

Люди культуры бьют в набат, стучатся по всем адресам, ведь ещё со времён министра Александра Соколова в Госдуме лежит Закон о национальных заповедниках и мемориальных усадьбах-памятниках, которые должны сберегаться государством как величайшее достояние — Михайловское, Болдино, Шахматово, Константиново. Да каждый сам назовёт… Если в общегосударственном масштабе брать, на их содержание нужны копейки по сравнению с пустыми тратами и разворованными бюджетными деньгами.

В «Литературной газете» опубликовано открытое письмо «Болдино под угрозой»: «Уму непостижимо! Болдинский музей-заповедник, точка притяжения всей творческой и мыслящей России, переводится из областного (регионального) подчинения в подчинение муниципальное. Теперь местные власти (село Большое Болдино — население 5 тысяч человек, бюджет соответствующий) обязаны обеспечить финансирование этого замечательного и очень серьёзного объекта. Реально ли это? Нет! Даже в 1918 году, когда по всей стране горели помещичьи усадьбы, в том числе Михайловское, Ясная Поляна, Шахматово, именно крестьянский сход большеболдинских крестьян принял решение о сохранении пушкинской усадьбы и не допустил его разорения. Что же творится сегодня, когда разорение "нашего всё" планируется сверху?

Феномен Болдинской осени, когда за считаные дни Поэтом были созданы десятки гениальных произведений, заложивших основы всей современной русской культуры, волнует и занимает умы многих мыслителей. Подпитаться духовно сюда приезжали Белла Ахмадулина и Борис Мессерер, Иннокентий Смоктуновский и Ираклий Андроников, Олег Янковский и Булат Окуджава. Здесь сняты прекрасные фильмы, созданы сотни живописных полотен, написаны тысячи стихотворных строк. Очевидно, что муниципальные власти не смогут содержать такой объект мирового культурного значения. Нужно отменить это необдуманное решение. Надо докричаться до самого верха!»

Письмо подписали и литераторы — авторы «Русского Дома» Владимир Бондаренко, Андрей Воронцов, Захар Прилепин, Олег Рябов, Сергей Шаргунов, и Александр Белавин, учёный-физик, и Александр Литвак, академик РАН, и Наталья Солженицына, и те авторы-«демократы», которые способствовали развалу «совковой», а оказалось — национальной культуры.

Александр Александрович МОСКАЛЁВ