«Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» — так писал о России поэт Сергей Есенин. Я вспомнил эти слова, когда побывал на фестивале славянского искусства «Русское поле» в древнем Коломенском.
Он проходил в Москве в дни празднования 1025-летия Крещения Руси и 1150-летия начала Моравской миссии равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые по приглашению князя Ростислава начали перевод священных книг на созданную ими славянскую азбуку.
Наши предки нарекли Русь Домом Пресвятой Богородицы. Именно за веру, а не за кошелёк шли русские люди в бой против многочисленных врагов. Именно Православная вера взращивала в них готовность «отдать жизнь за други своя», формировала уклад жизни, духовную и материальную культуру.
Фестиваль назвали «Русское поле». Его организовали Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями правительства Москвы и Международный фонд славянской письменности и культуры.
Название фестиваля «Русское поле» символично — это не только необозримые просторы, но и чистота помыслов, чистота Православной веры пахарей и воинов:
Песня и пахота, совесть и бой –
Чистое поле! Русское поле…
Быть русским — значит не только говорить по-русски. Но значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовью её драгоценную самобытность и её во всей вселенской истории неповторимое своеобразие…
Все, кто пришёл на праздник, совершили увлекательнейшее путешествие по Великой Руси, главной славянской стране, её традициям и истории, обычаям и нравам, культуре. Легендарный музей-заповедник «Коломенское» вместил в себя россыпь талантов, красоту, размах и затейливость русского народного гения.
Со всей России приехали талантливые мастера народных ремёсел, музыканты, певцы, танцоры. С восторгом и грустью мы наблюдали, как плетутся дивные узоры вологодского кружева, делается каргопольская игрушка, астраханская керамика, колокольчики Валдая, рукотворные шедевры из берёсты… Красота и комфорт русского старинного быта наших прадедов, умение жить самобытно, раздольно, красиво завораживали.
Вкуснейшие каши, блины, пироги, морсы, ароматный чай из самоваров — остаётся только пожалеть, что русская кухня сегодня в изгнании. В столице славянства Москве на каждом шагу — «Макдоналдсы», суши-бары, пиццерии да чайханы…
А с каким удовольствием играли и дети, и взрослые в лапту, горелки, городки! Кстати, при раскопках Великого Новгорода были найдены деревянные биты и войлочные мячи, которые археологи датировали XIV веком. Так что, по самым скромным подсчётам, русской лапте никак не менее 700 лет!
«Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр, — рассказал Президент федерации лапты Юрий Сапунов. — В лапте нужны верность своей команде, находчивость, внимательность, изворотливость, глубокое дыхание, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка — "своего выручай"».
Правду говорят: «Не стоит село без церкви». Когда умерла в душах людей вера, когда уничтожили храмы и святыни, не осталось у них ничего ценного и дорогого. Тогда всё, созданное ими без Бога, веры и любви, начало валиться и рушиться…
И вот сегодня вновь на русской земле возрождаются храмы, строятся новые, разносится колокольный звон. Русские люди воскресили древний русский обычай — строительство обыденных деревянных храмов. Когда наши предки выбирали новую землю для села, новоселье всегда начинали с молитвы и строительства храма. Обыденный храм строили мастера за один день без единого гвоздя, виртуозно владея топором. Такое же мастерство показали на фестивале и архангельские плотники.
Храм встал в центре праздника как свидетельство единодушия и согласия в молитве и труде. В этом-то единодушии, быть может, и заключается разгадка того, что такое Русь, в чем её самобытность и на что она способна.
История страны и народа отражается в жизни людей, облике городов и сёл, красках художника, рифмах поэта, слове писателя, играх, ремёслах, она — в песне народа, музыке композиторов. Всё это мы увидели и услышали на фестивале в Коломенском.
И, конечно, никто не остался равнодушным к прекрасному пению и танцам хоровых и фольклорных ансамблей из многих областей России. А вечером все вместе — и артисты, и гости, все, кто пришёл в Коломенское, — соединились в огромный сводный хор и пели наши любимые русские песни. Это было что-то…
У каждого поколения свои песни. Это правда. Но при этом есть нечто постоянное в музыкальной культуре, то, что при всех модных веяниях, приходящих и уходящих, сохраняется навсегда. Это — красота. Красота народной песни. Красота русского языка. Изменились потребности человека, изменилась жизнь. Но мера красоты, мера чувств осталась та же. Ибо она вообще неисчерпаема, так же как и потребность в ней.
Народную поэзию, народную архитектуру, народное прикладное творчество, песню народ создавал для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты.
Никто в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Не зря говорится «Песня — душа народа». В песнях раскрывается его судьба, национальный характер во всём богатстве мыслей и чувств. Когда мы поём или слушаем песни своих предков, то соприкасаемся с суровыми думами Ермака, разбойной удалью Стеньки Разина, тихой грустью пряхи в низенькой светёлке, горькой долей ямщика, замерзающего в степи, тяжёлой ратной службой солдатушек-ребятушек, с любовью человека, готового за «ласки-взоры» отдать златые горы.
Русская народная песня, как добрая и мудрая наставница, ненавязчиво внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к её традициям, героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать слабым, не бояться страданий и искушений, отстаивая правду и своё человеческое достоинство.
Можно только пожалеть, что для радио и телевидения русская народная песня сегодня оказалась «неформатом». Безголосые инкубаторские выпускники «Фабрики звёзд» вкупе с затейниками-смехачами — вот герои наших масс-медиа.
Уберите из мира русскую музыку — мир оглохнет, уберите русскую живопись — мир потускнеет, уберите русскую литературу — мир онемеет. А откуда и музыка, и живопись, и слово? От народа и из народа.
Фестиваль славянских искусств «Русское поле» — это «луч света в тёмном царстве» коммерческой культуры.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №9, 2013г.