«Родоначальник русской живописи», «всеобщий педагог русских художников», «наш общий и единственный учитель» — так говорили современники об адъюнкт-профессоре Петербургской Академии художеств Павле Петровиче Чистякове. Через его мастерскую прошли известнейшие мастера живописи, составившие славу русского искусства, — Репин, Поленов, Суриков, Васнецов, Серов, Борисов-Мусатов…
В сложное для Академии художеств время, когда приносившая прежде блестящие результаты система обучения художников обветшала, а искусство рисунка — главное, что безспорно признавалось заслугой академии, — вырождалось на глазах, страстный темперамент личности художника и педагога сделал то, на что не способна оказалась академия: создал свою «чистяковскую» школу, педагогическую систему, которая стала столь же авторитетна в художественном мире, как система Станиславского в мире артистическом.
«У меня цель — двинуть, направить русское искусство по более просторному и широкому пути», — так определил программу своей жизни Чистяков. У него было безошибочное чутьё на масштаб и характер способностей ученика. Пройдут годы, и великие мастера живописи будут благодарить Павла Петровича как своего главного и выдающегося наставника. Виктор Васнецов напишет учителю в письме: «Желал бы называться Вашим сыном по духу».
Именно Павел Петрович посоветовал В.Васнецову дать согласие на роспись Владимирского собора в Киеве и поддержал идею создания картин на темы русских сказок. Долгие беседы с художниками о Боге, религии и душе обернулись врубелевским «Христом», циклом картин об Иисусе Христе у Поленова…
Это своим ученикам Павел Петрович скажет: «Пора нам начинать поправлять великие замыслы Великого Петра… Взять образ простого русского человека и жить простым русским духом, не мудрствуя лукаво. Нужно убедиться, что и мы люди русские, созданы по образу и подобию Божию, что, следовательно, и мы… можем быть и хорошими, и деловыми… С юности я презирал и ненавидел холопство русского перед иностранцами».
Прожив 87 лет, Павел Петрович написал всего лишь несколько (замечательных!) исторических полотен и портретов и оставил незаконченные записки об искусстве и педагогике. Но главный итог его жизни — это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру всё то, что вложил в них Павел Петрович. К сожалению, в нынешнее время имя его почти забыто.
И потому вдвойне, втройне радуешься, когда узнаёшь, что в наше смутное и лукавое время, когда идёт подмена нравственных и духовных ценностей, в России, в глубинке её, живут художники-педагоги, которым дороги заповеди Чистякова. Благодаря им и появляются молодые талантливые мастера, которые составляют гордость русской реалистической живописи.
Заслуженный художник РФ Василий Николаевич Соловьёв — уральский самородок, строгий последователь русской реалистической школы живописи, живёт ныне в Челябинске.
Интересны его рассуждения, наблюдения, мысли о современной живописи и живописцах.
— Нам прежде всего дорога национальная культура, не надо бросаться в иные земли, — говорит он (как это близко словам Чистякова!). — Рядом нужно искать. Нужно то, что близко сердцу, нашей славной Родине — вот что важно. Вот у меня один студент начал писать эскизы по пугачёвской тематике, выбрал тему из времён крестьянской войны. Я его сразу спрашиваю: «В каком году была крестьянская война?» Головой качает, не знает. «Всё, — говорю, — пока эта тема для вас закрыта, идите, изучайте историю, набирайте материал». Сам исторический материал потребует от него изучения этнографии, фольклора того времени.
И неожиданно:
— Любая тема, будь она даже современная, требует постижения и поэзии. Последнее очень важно, потому что поэзия как бы родная сестра живописи. Любая стихотворная строчка уже навевает и краски, и настроение, потому и стараюсь привить любовь к русской поэзии, хочу, чтобы читали нашу классику и зарубежную — пожалуйста! — но чтобы оттуда выносили тот самый трепет, без которого нет художника. Поэт нервом чувствует время, потому и близок нам. Его, как и Чистякова, волнует будущее учеников.
— Вообще художники — безсребреники по природе своей. А конъюнктура меняет живопись, меняет само искусство. Сейчас вот со знаком «минус» появилось искусство «конъюнктурное», модернизм крылья распростёр. И в нынешнее время важно устоять, не изменить себе. Бывает, художник тешит себя: «Вот сейчас подзаработаю, а потом-то уж я возьмусь…» Нет! Если человек падает, вставать всегда сложно. Поэтому, конечно же, нужно оставаться с внутренним стержнем, невзирая ни на что.
Эти мысли очень близки рассуждениям Чистякова, и я поражаюсь духовной близости этих двух людей, разделённых во времени столетием:
— Иногда художник спешит похвастаться: у него купили то-то и то-то. Но так ли это важно? Это ещё не панацея и не мерило настоящего искусства, когда у тебя покупают. Важно, что покупают и кто оценивает твою вещь. Культуры без нравственности не бывает, как не может быть России без Православия. И художник в первую очередь должен думать, на что он работает: на разрушение или на созидание. С кем он? На чьей стороне?
Это важный вопрос в наше время. Почему с реализмом борются? Отвечу так: основу каждой нации составляет её идеология. Для русских — это Православие. Разрушив Церковь, мечтают разрушить государство. А вся наша культура в основе своей религиозна, она всегда была и оставалась пророческой, потому что во главе угла её, стержень её — образ Божий. Вот у нас социалистический реализм был. Величайшие художники работали — Нестеров, Корин, Виктор Иванов, Юрий Кугач, Алексей Грицай, Виктор Цыплаков… Сейчас идёт мощная кампания по умалению качества этого искусства. Но если отбросить слово «социалистический», что остаётся? Реализм — эта первооснова русской национальной школы живописи. Именно на эту школу и идёт наступление. Эта школа единственная в мире, которая несёт правду. Нигде уже нет такой. Только в России. Этим надо гордиться.
Слушая его, думаю, какое счастье, что есть у нас такие подвижники, которые берегут эту школу. Сколько картин, созданных его благодарными учениками, возвращают миру всё то, что вложил в них учитель!
Лев Михайлович АНИСОВ