Александр Бобров - Славянофил и его ненавистники

12 сентября 1683 года, 330 лет назад, под Веной в сражении с турками погиб Юрий Крижанич – славянский учёный и писатель, по национальности хорват, священник, который рьяно пропагандировал идею славянского единства.

Главную роль в сплочении славян Крижанич отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647 году. В своих исследованиях славянофил приходил к выводу о необходимости объединения славян путём просвещения и литературного сближения. Он так увлёкся изучением истории России, что считал её родиной всех славян. «Русский народ, — писал он, — и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. По иронии судьбы, прибыв в Москву в 1659-м, он по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 году в Тобольск, где прожил до 1676 года, получая неплохую пенсию, что позволило ему продолжить свои исследования и написать ряд книг. Главная из них — «Политика», недавно переизданная. Кстати, в ней славянский учёный доказывал необходимость прежде всего упрочения связей Великороссии и Малороссии. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению своё название — чужебесие.

Сегодня многие так называемые национальные лидеры стремятся откреститься от славянских корней. Многолетний процесс отделения Македонской епархии от Сербского патриархата, начавшийся с требования широкой автономии, продолжился не только провозглашением псевдоавтокефалии, но насильственным вытеснением Сербской Церкви с территории Македонии и развязанными по отношению к ней настоящими гонениями.

Мы знаем, что схожие процессы бурно шли в Украине, а в Галиции вообще оборачивались изгнаниями православных из храмов. Логика «поиска врага» повторяется у всех фальсификаторов истории в мире, ярким примером которых являются современные украинские националисты, «доказывающие» происхождение своего народа от неких «древних укров» и настаивающих на многовековой истории существования независимой украинской государственности, но под столь же многовековым «русским игом». Религия в славянском мире играет особую роль.

Но, конечно, самое большое значение имеет язык, наша славянская речь. Славянский мир обширен, многогранен и противоречив. Он объединяет более 300 миллионов насельников разных государств, этнокультурных и религиозных миров. Достаточно сказать, что славянские народы входили в состав трёх империй: Российской, Австро-Венгерской и Османской. При всех различиях и противоборствах есть одно непререкаемое объединяющее и родственное начало — Слово.

Чех Павел Шафр злорадно пишет: «Песня "Эй, славяне!" уже давно потеряла свою привлекательность. А теперь она к тому же стала неактуальной, не отвечающей действительности. Современная генетика определённо отправила на свалку обожествление нации и тайну кровного братства. Чехи, по анализу ДНК, славяне только наполовину. Славянский талант здесь обогащён германским и романским гением так же, как германский талант у немцев обогащён талантом славян. В ДНК немцев и чехов есть явный след энергии романских и кельтских племён, населявших Римскую империю, близкие границы которой мы всегда носим внутри себя в виде культуры и генетики».

Обращусь к стихам известного барда Александра Моисеевича Городницкого:

Своим происхождением,
       не скрою,
Горжусь и я, родителей
             любя,
Но если слово разойдётся
       с кровью,
Я слово выбираю для себя.
И не отыщешь выхода
            иного,
Какие возраженья
              ни готовь, —
Родство по слову
      порождает слово,
Родство по крови —
      порождает кровь.

Нам всё время навязывают сегодня генетику седых времён, «кровь» — древнюю и недавно пролитую, которая в Российской империи не играла никакой роли, о чём внятно сказал Владимир Даль, о чём косвенно говорят деяния многих славных героев и творцов России от Баграта-Багратиона до Нахимсона-Нахимова: русский — это язык и судьба!

В России ещё в конце 1830-х годов в работах Михаила Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении особости славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей и истинной веры — Православия. Призывая к единению славянства, историк и редактор Погодин делом подавал пример беззаветного служения этой идее. Вот фрагмент его пламенной речи, обращённой к соотечественникам в преддверии празднования тысячелетия христианского просвещения, памяти первоучителей св. Кирилла и Мефодия: «Мы, восточные славяне, должны начинать нашу историю именно с апостольской деятельности безсмертных братьев, изобретших нашу азбуку, известивших нам Слово Божие на родном языке… Славяне должны быть согласны между собою — к ним обращаем мы теперь простую речь свою. Вот важнейшее, главное условие успеха. А могут ли они похвалиться своим согласием?.. Нет, нет и нет! Поляки ненавидят русских, чехи не ладят с моравянами, кроаты ревнуют к сербам, босняки чуждаются болгар… О, если бы теперь за литургией святых Кирилла и Мефодия, услыша их вещие звуки, встрепенулось одинаково сердце у всех враждующих между собой, разномыслящих братьев!» Разномыслие сегодня — ширится.

С началом Великой Отечественной была восстановлена старая российская политика в отношении славян. Так, 10 августа 1941 года начался Всеславянский радиомитинг, а 5 октября 1941-го в Москве был создан Всеславянский комитет. Именно поэтому во многих книгах и фильмах, повествующих о войне, появляется обращение «Славяне!». Но уже к концу ХХ века славянское единство разрушилось. Кстати, это было одним из направлений политики по уничтожению социалистического лагеря, развалу СССР. Вступление многих славянских стран в НАТО, бомбардировки Югославии, когда воздушные коридоры предоставляли братья-болгары, русофобская политика Польши с её комплексом Катыни и все прочие завихрения доконали славянский мир. Кажется, что нынешняя политическая ситуация характеризуется не только полным упадком некогда популярного панславизма, но зачастую враждебной политикой славянских стран по отношению друг к другу. Такая точка зрения базируется на официальной политике ряда славянских государств, ориентированной на углублённое вхождение в НАТО, ЕС, ВТО и другие военно-политические и экономические блоки. Недавно в ЕС вошла Хорватия — родина объединителя славян Крижанича.

Однако подобный пресмыкательский или обывательский политический курс устраивает далеко не всех, и в глубинах народного сознания, в головах энергичных деятелей растёт понимание, что все эти объединения под эгидой США противостоят славянскому миру, действуют губительно на национальные культуры и образы мира. Именно это способствует возрождению идей панславизма практически во всех славянских странах. Россия, как я убедился во время поездок в Брно и Варшаву, политически не использует эти настроения никак — не хватает геополитической широты, ума и элементарного интереса элиты. Согласитесь, если у тебя деньги в Швейцарии, дети в Великобритании, а собственность в Майами, на кой нужна какая-то Чехия или Словения? Но славянский мир не разрушен до конца. Славяне испокон веку были самыми выносливыми пахарями и воинами. Помнится со школьных пор, как в учебниках писали про славян, пережидавших врагов, дыша в воде через соломинки и тростинки. Ничего, переждём и передышим…

Александр Александрович БОБРОВ