Любовь Акелина - Мать героя. Мария Серпуховская

 

Более шести веков сохраняет нашу историческую память Московский Богородице-Рождественский монастырь — о героях Куликовской битвы, о великих женщинах Святой Руси.

 

Имя замечательной основательницы монастыря затерялось в вихре нашей богатой, героической, легендарной истории — среди войн, побед, поражений, супружеской верности, измен, предательств и величия духа. Всего этого было с избытком в русской истории…

И всё же каждое открытие «нового» имени — словно прикосновение к лучшим струнам христианской души, к лучшим свойствам русского характера во время его величия.

Богородице-Рождественскую обитель основала княгиня Мария Андреевна Серпуховская. Мария Андреевна (будем называть её этим отчеством) не просто родила, но воспитала для Руси князя Владимира Андреевича Серпуховского — героя и полководца.

Владимир Андреевич Серпуховской вошёл в русскую историю как герой Мамаева побоища. Это именно его засадный полк решил исход Куликовской битвы. За своё невероятное мужество во время битвы народ прозвал князя Храбрым. Было у Владимира Андреевича ещё одно прозвище — Донской, правда, менее известное. Хотя оба эти его именования — и Храбрый, и Донской — сохраняются на его захоронении в Архангельском соборе Московского Кремля.

Но не только воинской храбростью был отмечен князь Владимир. Ещё и великой государственной мудростью. Он первый, как пишет Николай Карамзин, «отказался от древних прав семейственного старейшинства» и добровольно служил своему племяннику. Едва ли не первый случай в нашей истории добровольного отказа от великокняжеской власти — ради мира, покоя и любви!

И это ли не лучшая похвала его матери, княгине Марии Серпуховской, заложившей в сыне драгоценные свойства служения Отечеству, способность отдавать ему свои силы, свой ум, свой талант, не требуя взамен ничего. Именно так понимала сама Мария Андреевна княжеское достоинство. Таковой — мудрой и жертвенной — княгиня была и сама.

Думаю, Мария Андреевна обладала ещё изысканным вкусом и тяготела к прекрасному. И это своё свойство она передала сыну. Во всяком случае, об этом свидетельствует тот факт, что в палатах Владимира Андреевича знаменитый Феофан Грек сделал, пожалуй, первую светскую роспись — вид Москвы. Красотой этого пейзажа были просто потрясены современники.

Княгиня Мария была близка — и по родству, и по свойству характера — с московской великокняжеской четой: великим князем Димитрием Донским и его супругой Евдокией. По существующему преданию, великая княгиня Евдокия во время всей Куликовской битвы молилась за воинов в Архангельском соборе Московского Кремля. Наверняка рядом с ней на молитве стояла и княгиня Мария, такая тихая и набожная.

Их близкие вернутся с первого поля Русской славы — живыми. Княгиня Евдокия с радостью встретит своего израненного супруга, а княгиня Мария — сына.

Как известно, Куликовская битва пришлась на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Поэтому княгиня-мать в 1386 году решила устроить монастырь в честь Рождества Пресвятой Девы и в благодарность Матери Божией за то, что сын её остался невредим. И, конечно, на молитвенную память о тех мужах, которые с поля боя не вернулись. Таковой была благочестивая древняя русская православная традиция. Многие вклады делались на помин души.

Строительство Рождественского монастыря состоялось с разрешения князя Димитрия Донского, а его верная супруга, княгиня Евдокия, помогала Марии Андреевне.

В «Кратком историческом очерке Московского Рождественского девичьего монастыря», изданном в 1881 году, сказано, что «эта обитель построена княгинею Мариею во время Богом дарованной победы над Мамаем и всею татарскою ордою в день Рождества Пречистыя Богородицы».

Первый собор в честь Рождества Богородицы был каменным, что совершенно удивительно для того времени: храмы и монастыри строились тогда из дерева. Да и сам монастырь обнесли стенами деревянными.

Монастырь был основан на левом, крутом, берегу реки Неглинной, близ нынешней Трубной площади. Эти земли находились во владении князя Владимира Храброго. Здесь в те времена располагался его загородный дворец, где жила княгиня Мария. Рядом с дворцом она и основала Рождественский монастырь. Обитель была устроена на древней дороге, идущей от Кремля, на расположенном рядом Кучковом поле. Поэтому отрезок дороги до монастыря стал называться улицей Рождественка.

Доподлинно известно, что первыми насельницами обители стали вдовы воинов Куликовской битвы. Многие из них происходили из знатных и богатых княжеских и боярских семей. В монастырь эти знатные женщины пришли по заведённой благочестивой русской традиции, когда вдовы знатных людей принимали постриг и остаток дней своих проводили в посте и молитве. Так что монастырь назвался ещё и «княжьим».

Первым духовником Рождественского монастыря стал великий старец земли Русской — преподобный Сергий Радонежский. Преподобного Сергия недаром называют печальником нашего Отечества. Заботиться о слабых, немощных, вдовах и сиротах призывал он сильных мира сего. Преподобный старец сам и благословил строительство монастыря как тихой заводи для жён Куликовской битвы.

Надо сказать, что преподобного Сергия и княжеское семейство связывали добрые отношения. И княгиня Мария, и князь Владимир очень почитали игумена Троицкой Лавры. Символично, но именно на принадлежащих княжескому семейству землях и был построен Троицкий монастырь, а Рождественский монастырь был выстроен на дороге, ведущей в Лавру. Так что, готовясь отметить великую дату — 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, — вспомним и его достойную духовную дочь!

Рождественский монастырь наряду с Алексиевским был в Москве сугубо женской обителью. Прежде, как известно, русские монастыри не разделялись на женские и на мужские. Поэтому основание женского монастыря, управляемого игуменьей, было затеей трудной и новой для Руси. Тем более что здесь тоже был принят суровый общежительный устав.

Княгиня Мария возводила монастырь не как крепость, не как оборонительное сооружение (а таковое свойство имели многие монастыри), а как средоточие великой женской молитвы. Именно молитвой должен был защищать монастырь Москву.

Она и сама приняла в монастыре постриг с именем Марфы. Скончалась замечательная русская женщина княгиня Мария Андреевна Серпуховская в декабре 1389 года и, горько оплаканная насельницами и родными, была упокоена в её родной обители.

В устройстве обители княгине Марии помогала её невестка — княгиня Елена Ольгердовна, дочь великого князя Литовского Ольгерда, предка рода Трубецких. А после её кончины Елена Ольгердовна взяла на себя заботы о Рождественском монастыре.

Княгиня Елена прожила долгую жизнь: она пережила и своего мужа, и всех своих семерых сыновей. Потеряв близких ей людей, она, по примеру своей благочестивой свекрови, приняла в монастыре постриг с именем Евпраксии. Скончалась княгиня-монахиня в 1438 году. За несколько лет до своей кончины монахиня Евпраксия оставила завещание, в котором упомянула и монастырь: «А благословляю своя снохи и своего внука князя Василия Ярославича монастырем Рождества Святой Богородицы; а дала есьми тому монастырю, где ми самой лечи, село с деревнями». Княгиня завещала обители сёла: Медыкино, Дьяковское, Глебково, а также Косино со знаменитым Святым озером и мельницу в устье Яузы.

Завещание княгини-монахини было точно выполнено. И упокоилась она рядом со своей любимой свекровью, монахиней Марфой — княгиней Марией Андреевной Серпуховской. Они молились за Москву в своей земной жизни и теперь молятся — в жизни вечной. Их молитвами и стоит монастырь, который в поэтичном XIX веке назвали «обителью материнской тоски и вдовьей печали».

Как и всем монастырям и храмам, расположенным в центре Москвы, Богородице-Рождественскому монастырю живётся нелегко: здесь почти нет жилых домов, обитель окружена официальными учреждениями, банками, ресторанами… И всё же дух благодати, любви, мира, которым напоена женская обитель, притягивает сюда и горожан, и паломников.

На их пожертвования монастырь тихо и незаметно, без шумихи и рекламы, ведёт большую социальную работу, помогая больным, старикам, брошенным детям. И людям, отверженным нашим обществом, — бомжам, которыми мы обычно брезгуем и стараемся не замечать, чтобы не тревожить свою совесть.

Ещё много предстоит нам сделать в родной Москве: восстановить разрушенные монастыри и храмы, вернуть в нашу жизнь великие имена наших героев. Их подвигами, жертвенностью, молитвами, быть может, и всё ещё жива Россия.

Слава Богу, в монастыре точно известно место погребения Марии Андреевны Серпуховской. И возле этого святого для обители места служатся литии. А у каждого из нас есть возможность внести свою посильную лепту в увековечивание памяти этой великой женщины Святой Руси — матери русского героя.

Любовь Сергеевна АКЕЛИНА,
председатель Правления Фонда
имени великой княгини Евдокии Московской

Благотворительные взносы по системе CONTACT
Каждый желающий имеет возможность осуществить благотворительный взнос в пользу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря с помощью системы денежных переводов и платежей CONTACT.
Для внесения благотворительного взноса Вам необходимо:
• Прийти в удобный для Вас пункт платежей CONTACT.
• Сообщить кассиру-операционисту, что Вы хотите внести благотворительный взнос по системе CONTACT в пользу Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, и предоставить следующую информацию:
• Ф.И.О.
• Сумма перевода.
• Получить квитанцию об оплате.
Комиссия банка за перевод – 0%.
Срок зачисления благотворительного взноса: 1 (один) рабочий день.