Александр Сегень - Предстоятель. Блаженны миротворцы

 

Жизнеописание Алексея Михайловича Ридигера – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Продолжение)

 

 

БЛАЖЕННЫ МИРОТВОРЦЫ

В 1972 году в Андреевском скиту скончался последний русский насельник старец Сампсон, и скит отошёл к греческому Ватопедскому монастырю, но русское присутствие вновь уже стало заметно возрождаться. Святейший Пимен, став Патриархом, в том же 1972 году прибыл на Святую Гору. Это было первым в истории посещением Афона Всероссийским Патриархом.  23 октября 1972 года на приёме в Протате (верховном управлении) Святой Горы Афон в посёлке Карея он произнёс взволнованную речь:

— Будучи связана теснейшими вековыми узами с Афоном, Русская Православная Церковь хочет продолжать эти связи, ибо православной русской душе Афон, как величайшая всеправославная святыня и оазис стяжания вечной жизни, остаётся особенно близким и дорогим. В связи с этим мы весьма озабочены оскудением иноков в нашей русской обители, остро нуждающейся в их пополнении… Афон должен быть сохранён как всеправославный монашеский центр с веками освящённой независимостью и свободой, со своеобразным традиционным самоуправлением. И мы глубоко верим, что Святая Афонская Гора не только была, но и будет оплотом православного иночества всех национальностей.

Не менее пламенные слова Святейший Патриарх Пимен произнёс на приеме, устроенном премьер-министром Греции 19 октября 1972 года:

— В прекрасный, благоухающий букет святых афонских обителей русский монастырь влагает свою почти тысячелетнюю историю, которая является ярким свидетелем глубокой веры и исключительного благочестия русских православных христиан… Мы надеемся, что иноки, желающие перейти из монастырей нашей Церкви в Пантелеимоновскую обитель, не будут встречать печального противодействия со стороны официальных греческих кругов…

Всё это происходило при власти «чёрных полковников», а точнее, при первом «чёрном полковнике» Георгиосе Пападопулосе, объявившим лозунг «Греция — для греков-христиан!». Эта власть вела решительную борьбу с коммунизмом, из-за чего была в немилости у СССР, и борьбу с либеральными западными «ценностями», стараясь вернуть греческий народ к патриархальным христианским устоям, из-за чего была в немилости у США. Поначалу Московский Патриархат рассорился с «чёрными полковниками», наделившими своего губернатора чрезмерными полномочиями на Афоне, но постепенно удалось наладить более дружеские отношения, и то, что в 1972 году Московский Патриарх был принят на высшем уровне, уже свидетельствовало о почтении к Русской Православной Церкви. Визит обещал дать хорошие плоды, но в следующем году Пападопулос был свергнут, ещё через год пал режим его соперника Иоаннидиса, в Грецию вновь хлынули западные «блага цивилизации», и новые либеральные власти стали принимать все меры для прекращения притока русских иноков в Свято-Пантелеимонов монастырь.

В итоге, когда в ноябре 1980 года сюда прибыла паломническая группа во главе с владыкой Алексием, картина была плачевная: два десятка монахов с трудом поддерживали некогда славную обитель, находящуюся в полуразрушенном состоянии.

15 ноября Таллинский митрополит отслужил всенощную в Покровском соборе монастыря, на следующий день — Божественную литургию и акафист. Монахам и паломникам желательно было услышать, как звучит богослужение на эстонском языке, и 17 ноября владыка Алексий исполнил их просьбу, отслужил литургию в Покровском соборе по-эстонски.

Пребывая на Святой Горе, он и его спутники много ходили пешком. 18 ноября они дошли до греческого монастыря Ксенофонта, посетив его, двинулись дальше, в Дохиар, обитель, известную чудотворной иконой «Скоропослушница», перед которой владыка Алексий совершил молебен и акафист. Переночевав у гостеприимных греков, на другой день отправились к болгарам в Зографский монастырь, и там митрополит Таллинский отслужил литургию. Вернувшись в Свято-Пантелеимонов, 20 ноября служил всенощную в Покровском соборе, а 21-го — литургию в храме Целителя Пантелеимона, после чего состоялся крестный ход к храму Александра Невского. Пришло время прощаться с Новым Русиком. Вскоре паломники вернулись на Родину. В декабре митрополит Алексий уже снова служил в дорогом его сердцу соборе Александра Невского в Таллине.

Между тем Московский Патриархат затеял весьма важное мероприятие, призванное показать всему миру, что Православная Церковь в России не только жива, но после хрущёвских гонений год от года всё больше и больше набирает силу. 23 декабря 1980 года Священный Синод постановил начать подготовку к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Была образована юбилейная комиссия под председательством Патриарха Пимена, но главным действующим лицом этой комиссии призван был стать заместитель председателя. И им избрали митрополита Таллинского Алексия. Пока что предполагалось, что празднование станет строго внутренним церковным торжеством. Мало кто тогда мог представить себе, что юбилей окажется общегосударственным.

Юбилей Крещения Руси отмечался в русской истории лишь единожды — летом 1888 года. Государь Александр III придавал празднованию огромное значение, призывая воскрешать православное миропонимание ради искоренения вредных революционных идей. Вдохновителями стали Киевский митрополит Платон и обер-прокурор Святейшего Синода выдающийся деятель России Константин Петрович Победоносцев. Празднование проходило в строгих тонах, без увеселений — крестные ходы, речи, освящение новых или обновлённых храмов, торжественные трапезы. В общем, всё прошло чинно и благородно. Митрополит Платон, подводя итог юбилею, сказал: «Пусть это будет приготовлением к тысячелетию, как повечерие перед литургией».

Главным недостатком тогдашних торжеств стало то, что идея родилась поздновато, за полгода, и многое из запланированного попросту не успели подготовить. Теперь же решили начать подготовку аж за семь с половиной лет до юбилейного 1988 года.

Одним из событий 1981 года в жизни владыки Алексия стало награждение его орденом апостолов Петра и Павла, который вручает древнейшая Антиохийская Православная Церковь, имеющая свою юрисдикцию в Сирии, Ливане, Ираке и Кувейте.

В мае 1982 года митрополит Алексий снова побывал на Афоне, совершал литургии в Покровском соборе Свято-Пантелеимонова монастыря.

Этот год стал последним в жизни Леонида Ильича Брежнева, руководителя советского государства, при котором прекратились гонения на Церковь. Мало того, в последние годы ходили слухи, что он даже иногда тайком ходит в храмы, а когда он скончался, говорили даже, будто его совершенно секретно отпевали. Нет, отпевания не было, была панихида. И совершил её в Патриаршем Богоявленском Елоховском соборе не кто иной, как митрополит Таллинский Алексий, о чём есть его собственноручная запись от 14 ноября: «Панихида в Патр. соборе по Л.И.Бр.». И надо полагать, совершал он сие заупокойное чинопоследование от всей души, поскольку новопреставленный был первым лидером большевистского государства, которого за его деяния не проклинали христиане. Перед самой своей кончиной Брежнев подписал указ о передаче Церкви Донского монастыря в Москве.

А на смену ему пришёл деятель, от которого вполне можно было ожидать возобновления борьбы советской власти против верующих. Однако Юрий Владимирович Андропов начал своё правление с борьбы против преступности, коррупции, против халатного отношения к работе, против тунеядцев. Рождество Христово 1983 года он отметил принятием постановления «Об укреплении трудовой дисциплины», в феврале развернул борьбу против «русской партии» в среде писателей и журналистов, а летом переданный Брежневым Донской монастырь заменил на Даниловский. Это была первая обитель, которую большевики вернули за все годы своей безбожной власти.

Великим постом 1983 года митрополит Алексий отправился в Швецию. За год до того Шведский экуменический комитет, представляющий почти все религиозные общины страны, опубликовал воззвание «За мир и разоружение», требующее остановить гонку ядерных вооружений, остановить все испытания ядерного оружия, прекратить его производство и размещение. По всему миру начался сбор подписей под этим документом, их было собрано более миллиона, а с 20 по 24 апреля, как раз на Страстной седмице, в шведском городе Упсала прошла конференция «Жизнь и мир». На ней митрополит Алексий явился одним из главных действующих лиц. 160 христианских лидеров из шестидесяти стран мира собрались на этот форум. Конференция приняла решение, безоговорочно осуждающее ядерное оружие, отвергнув доктрину о «сдерживающей роли ядерного оружия». Были выдвинуты требования, направленные всем государствам: укрепление ООН, выполнение Хельсинкского договора, в том числе и контроль за торговлей всеми видами оружия, ликвидация в пятилетний срок всякого ядерного оружия, а для начала — замораживание производства и размещения его, полное запрещение его испытаний. Премьер-министр Швеции Улоф Пальме высказал свою идею всеобщей безопасности.

Конференция завершилась богослужением и многотысячным митингом на площади Сергеля в Стокгольме. Архиепископ Улоф Сундбю в своей проповеди провозгласил несовместимость ядерного оружия с христианской верой и зачитал итоговый документ.

В 1983 году референтом и личным секретарём митрополита Алексия стал двадцативосьмилетний выпускник Московской духовной академии Юрий Епифанов. Человек, который будет самым близким и верным другом и помощником владыки, а затем Патриарха Алексия II.

17 мая председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР Куроедов пригласил Патриарха Пимена и нескольких архиереев, в числе которых был митрополит Алексий, в Данилов монастырь и сообщил, что правительство СССР приняло решение возвратить Данилов монастырь для создания в нём и на прилегающем участке административного центра Московского Патриархата. Разрешено также строительство на этой территории новых служебных помещений.

В монастыре развернулись реставрационные работы. Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Алексий, назначенный председателем комиссии по приёму, реставрации и строительству Данилова монастыря, внимательно следил за их проведением. В работах участвовали архитектор Игорь Иванович Маковецкий, иконописцы Сергей Фёдоров и архимандрит Зинон (Теодор), слава которого, собственно говоря, и началась с этих трудов.

Передача Свято-Данилова монастыря дала представителям Церкви возможность вздохнуть с облегчением — кажется, новых гонений не предвидится. Гонениям при Андропове подверглись всевозможные сектанты, но не истинные христиане.

Правление бывшего шефа КГБ оказалось недолгим, и 12 февраля 1984 года митрополиты Таллинский Алексий и Минский Филарет после литургии в Елоховском соборе Москвы совершили панихиду по новопреставленном рабе Божием Георгии.

Новым руководителем страны стал малоприметный человек Константин Устинович Черненко, простой, застенчивый, любитель стихов Есенина, всю жизнь проведший в тени Брежнева. За глаза его называли кучером, образуя сию кличку из инициалов и первых трёх букв фамилии. За год с небольшим он успел побороться с рок-музыкантами, пробойкотировал Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, отравился копчёной рыбой и большую часть времени провёл в больнице, откуда и руководил страной.

Для митрополита Алексия этот 1984 год, когда правил «кучер», стал годом присуждения ему звания доктора богословия после успешной защиты диссертации, коей стал солидный трёхтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии», плод многих лет. «Очерки…» были представлены на соискание степени магистра богословия, но учёный совет Ленинградской духовной академии постановил: «Диссертация по глубине исследования и по объёму материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской paботы, и в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви, а посему автор заслуживает более высокой учёной степени, чем та, на соискание которой он её представил». Торжественный акт вручения докторского креста состоялся в Лазареву субботу. А уже в Страстной Понедельник он служил в своём таллинском соборе.

В июне новоиспечённый доктор богословия совершил значительное паломничество — на Святую землю. 5 июня он совершил молебен в Елоховском соборе, а на другой день пред ним уже распахнул свои объятия величественный Свято-Троицкий собор Русской православной миссии в Иерусалиме, построенный в царствование государя Александра II и освящённый архимандритом Антонином (Капустиным), выдвиженцем святителя Филарета (Дроздова). До 1948 года храм находился в ведении Русской Зарубежной Церкви, но стараниями Патриарха Алексия I перешёл в руки Московского Патриархата, который и восстанавливал его после значительных разрушений, нанесённых во время первой арабо-израильской войны. Совершив в нём молебен, митрополит Алексий начал своё пребывание на земле, по которой ходил Бог-Сын. 7 июня он молился у Гроба Господня, а 8-го отправился в русский Горний монастырь. Эта женская обитель также была построена архимандритом Антонином на том месте, где Богородица встретилась с праведной Елисаветой и поведала ей о грядущем рождении Спасителя. В 191 году турки изгнали сестёр из обители, а сам монастырь осквернили и разрушили. Лишь после Второй мировой войны с появлением государства Израиль власти этой страны вернули землю и развалины Русской Православной Церкви, а Патриарх Алексий I отправил туда первых насельниц. В 1983 году в Горний прибыло новое пополнение, монастырь ожил пуще прежнего. В таком оживлении его и увидел приехавший митрополит Таллинский.

9 июня он служил литургию в Горнем, 10-го — у Гроба Господня в храме Воскресения Христова, а 11-го — в Троицком соборе миссии совместно с Иерусалимским Патриархом. Им тогда второй год являлся Всесвятейший Диодор, полный жизненных сил пятидесятилетний муж, развернувший восстановление храма Гроба Господня, который при его предшественниках Тимофее и Венедикте пришёл в ветхое состояние. 13 июня митрополит Алексий совершал литургию на Голгофе, а 14-го — в Вифлееме, то есть там, где Спаситель был распят и где Он родился.

Паломничество на Святую землю для каждого христианина — великое благо. Припасть, прикоснуться, помолиться, прочесть акафисты там, где что ни шаг — евангельское событие. Но ещё более великое благо — совершить в тех местах Божественную литургию, преосуществление хлеба и вина в плоть и кровь Господа Искупителя!

16 июня митрополит Алексий совершил литургию в Гефсимании, в храме святой Марии Магдалины. Это тоже было знаменательное событие, поскольку храм принадлежал женской общине, относящейся к Русской Зарубежной Церкви, не питавшей добрых чувств к представителям Московского Патриархата, считающей их спевшимися с безбожным большевизмом. Но кто такой Алексий Ридигер, зарубежники знали. Ему, потомку славных дворянских родов, внуку расстрелянного белогвардейца, они распахнули двери своего храма, позволили творить обедню.

Храм Марии Магдалины был построен по предложению архимандрита Антонина (Капустина) в память императрицы Марии Александровны. Указанная им земля на склоне Елеонской горы была куплена к осени 1882 года, и вскоре там заложили храм, который строился на деньги императорской семьи под руководством архимандрита Антонина. В январе 1921 года сюда из России были доставлены тела мученически убиенных большевиками великой княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы Варвары, и Иерусалимский Патриарх Дамиан совершил их погребение в стенах храма. Община появилась уже в тридцатые годы и постоянно пополнялась насельницами, прибывающими из русского зарубежья. Среди них можно было встретить француженок, канадок и англичанок, принявших Православие.

17 июня митрополит Алексий совершил литургию в Троицком соборе, 18 июня — чин великого освящения вод на Иордане, 20 июня — вновь литургия у Гроба Господня… Всего за время этого дивного паломничества он совершил восемь архиерейских литургий. Во время пребывания на Святой земле ему был вручён орден Животворящего Креста I степени, который присуждает Иерусалимская Православная Церковь.

Вернувшись в СССР, он вновь окунулся в привычные дела, вновь мотался из Таллина в Москву, из Москвы в Таллин. Чаще, чем прежде, стал совершать богослужения совместно с Патриархом Пименом. Разбирал ворохи бумаг, оставаясь на посту управляющего делами Московской Патриархии. Руководил возрождением Свято-Данилова монастыря. Об этой работе он вспоминал потом: «В канун 1000-летия Крещения Руси мы обратились в Совет по делам религий с просьбой о создании комиссии, желательно на правительственном уровне, чтобы достойно отметить юбилей Православия. Нам ответили, что ни государство, ни общественность не будут принимать никакого деятельного участия. Мол, это внутренний церковный юбилей, и нечего по этому поводу будоражить весь народ. Тогда в 1983 году мы образовали свою комиссию и стали по мере возможностей действовать. Начинать следовало с создания духовного и административного церковного центра. Мы попросили у властей, чтобы нам передали один из московских монастырей, который бы мы могли использовать сообразно своим целям. Возражений не последовало. Тогда мы начали выбирать: посмотрели Донской и Новоспасский монастыри, но в них исключалась возможность нового строительства. Был ещё, конечно, Данилов монастырь, где в то время размещалась колония для несовершеннолетних преступников. Правда, он находился в таком неприглядном состоянии, что власти его даже не предлагали. И всё-таки мы остановились на этой обители. Меня назначили председателем комиссии по реставрации и строительству. Взялись за дело, и через несколько лет это место стало неузнаваемым — так всё переменилось, преобразилось в Даниловом монастыре. И только одно мешало этой красоте выглядеть по-настоящему празднично: соседний с монастырём храм Воскресения Словущего по-прежнему оставался обезглавленным, а в его стенах выполняла очередной пятилетний план московская фабрика по производству зонтов. Освободить здание храма должны были в 1987 году. Мы пригласили директора завода на заседание нашей комиссии, где попросили его позволить нам привести Божий храм хотя бы с внешней стороны в надлежащее состояние. Он ответил, что должен посоветоваться с коллективом… Через неделю директор заявил, что вопрос ремонта храма обсудил их партийный комитет. Решение такое: коллектив фабрики не может трудиться под крестами, поэтому ничем помочь нам они не могут… На что я, не удержавшись, спросил: "А как же в Кремле, в окружении крестов кремлёвских соборов, проходят съезды коммунистической партии?" Директор насупился и ушёл. Вскоре храм начали реставрировать».

Наступил 1985 год, принёсший народам России надежду на то, что советская власть обретёт какие-то более человеческие, более светлые черты. Канули в прошлое сатанизм ленинских времён, зверства сталинских и дурь хрущёвских, всё это уже казалось таким далёким и навсегда ушедшим в небытие. 10 марта от цирроза печени умер генеральный секретарь Черненко, ставший последним человеком, похороненным у Кремлёвской стены. По нём митрополит Алексий панихиду не служил. В народе родилась шутка: «Теперь похороны генсеков стали ежегодным праздником». Ждали, когда следующего, старого и больного, выберут, но 11 марта был избран неожиданно молодой по тогдашним меркам Михаил Сергеевич Горбачёв, коему только что исполнилось 53 года. Очень быстро о нём заговорили как о человеке, при котором страна воспрянет, очистится от опостылевшей коммунистической шелухи, станет сильной и процветающей. Одно только смущало — жуткое родимое пятно через весь лоб, похожее на кровавую кляксу, про которую прозорливые люди говорили: «Дьявольская метка!» А то, что на официальных портретах эту кляксу замазывали, придавало ещё больше жути: оборотень! На портретах хороший, а на самом деле меченый. Вскоре его так и стали звать в народе: «Мишка Меченый». И довольно быстро, не прошло и года, стало ясно: болтун, демагог, и нашим и вашим, а то и того хуже — предатель.

Первым делом развернулась борьба за трезвость. Но она обернулась чисто хрущёвским дуроломством, когда стали истреблять ценнейшие виноградники, а народ начал травиться «палёными» напитками и, что ещё хуже, прибегать к более страшным способам одурманивания, прочно сел на иглу, на «травку», на кокаин. «На водке в коммунизм не въедешь!» — талдычил новый генеральный секретарь, тотчас прозванный минеральным. Но и без водки ни в какой коммунизм он страну не приволок, этот типичнейший персонаж «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина. Он объявил перестройку, а на самом деле вверг страну в очередную смуту, третью по счёту после времён Лжедимитрия и Лжевладимира. Сам же он явился как Лжемихаил… Перестройка промышленности, для которой было характерно чередование полумер с перегибами, привела к краху всей экономики нашей сверхдержавы. Внешний долг за годы правления Лжемихаила вырос почти втрое. Золотой запас с 2500 тонн в 1985 году снизился до 240 тонн в 1991-м. Курс рубля к доллару в 1985-м составлял 64 копейки, а в 1991-м — 90 рублей. Войну в Афганистане Меченый закончил так, что она выглядела как сокрушительное поражение. Его так называемая «гласность» привела к потере нравственных ориентиров, ко всеобщему вытряхиванию старых обид, к стремительному росту национализма во всех республиках СССР и в итоге разожгла десятки очагов ненависти, едва не ввергнув страну в пучину гражданской войны.

Но всё это было ещё впереди, а пока люди жили весенним сладким воздухом надежд. У митрополита Алексия сей первый год «перестройки» складывался следующим образом: Рождественские праздники в Эстонии, потом снова разъезды, Пасха в Эстонии, в апреле посещение Болгарии, молитвы у мощей Иоанна Рыльского и на Шипке. 8 июня в Свято-Даниловом монастыре состоялось первое освящение престола — в храме Покрова Богородицы в нижнем этаже собора Святых Отец Седми Вселенских Соборов. А 15 октября в отреставрированный новый братский корпус переехал Отдел внешних церковных сношений. В конце осени Таллинский владыка ездил по югу России, совершал богослужения в храмах Ростова-на-Дону, Новочеркасска, побывал на Волге в Самаре, тогда ещё Куйбышеве.

7 ноября владыка был в Москве, его пригласили в Кремль на празднование очередной годовщины «Великого Октября», там он имел короткую беседу с Горбачёвым и в декабре решил написать ему письмо. Вот основные положения этого довольно длинного послания:

«Закон об отделении Церкви от государства — основополагающий принцип, на котором строятся наши отношения, — отнюдь не означает, что Церковь находится вне государства, а верующие граждане — вне советского общества. Напротив, тысячами видимых и невидимых нитей Церковь связана с государством, а верующие нашей страны заняты практически во всех сферах экономической и социальной жизни. Одним словом, отделение Церкви от государства не исключает сотрудничества между ними, и даже более того, только при отделении и возможно подлинное сотрудничество».

«Русская Православная Церковь может внести существенный вклад в патриотическое и гражданское воспитание, в дальнейшее укрепление единства нашего общества, что столь необходимо в нынешней сложной международной обстановке. В церковной проповеди следует большее внимание уделять разъяснению необходимости добросовестного отношения к труду, к умножению общественного достояния, бережного отношения к хлебу насущному, деятельному участию в охране окружающей среды, в охране памятников истории и культуры — к решению всех тех задач, которые стоят перед обществом. Церковь могла бы более активно и решительно бороться с различными пороками и "болезнями в обществе", не только с пьянством, но и с моральной распущенностью, чёрствостью, эгоизмом, добиваясь укрепления советской семьи как важнейшей ячейки общества, выступать за духовное и нравственное здоровье людей».

«Русская Православная Церковь всегда жила чаяниями и интересами своего народа. С ним она была и в радости, и в годину испытаний. В прошлом она содействовала становлению и единству нашего государства. Её патриотическое служение в суровые годы Великой Отечественной войны не требует доказательств».

«Наше государство, как нам известно, позитивно оценивает миротворческую деятельность Русской Православной Церкви. Эта деятельность разнообразна и в определённой степени дополняет усилия советского правительства и общественных сил, направленные на упрочение всеобщего мира. Так, например, в результате активного участия представителей Русской Православной Церкви положительную деятельность, направленную на укрепление международного мира, осуществляют такие христианские международные организации, как Всемирный Совет Церквей, Конференция Европейских Церквей и Христианская Мирная Конференция. Также накоплен положительный опыт межрелигиозного сотрудничества в предотвращении угрозы ядерной катастрофы. Однако я убеждён, что вклад Русской Православной Церкви в этой области мог бы быть и более существенным, если бы мы действовали, руководствуясь не сиюминутными задачами, а долгосрочной внешнецерковной политикой, которая требует разработки».

«Необходимо признать, что для выполнения важных задач, о которых сказано выше, Русская Православная Церковь в полной мере ещё не готова. Следует провести трудоёмкую подготовительную работу, готовить соответствующие кадры. Назрел также вопрос о пересмотре существенных республиканских законодательств в отношении религиозных объединений, которые устарели и не отвечают новым реальностям, сложившимся в нашем обществе и государстве. Назрела необходимость выработки общесоюзного законодательства. Мы ощущаем необходимость в повышении роли и авторитета Совета по делам религий при СМ СССР как компетентного органа, ответственного за разработку и проведение государственной политики в отношении религиозных объединений».

«В связи с проектом новой Программы КПСС, который предоставлен на обсуждение не только членов партии, но и всего советского народа, разрешите мне обратиться к вам с конкретным предложением. Почему бы в этом важном документе, который на многие годы будет определять поступательное движение нашего общества, не отразить готовности КПСС сотрудничать с верующими различных религий в укреплении международного мира, предотвращении угрозы ядерной катастрофы, как об этом было сказано в обращении, принятом коммунистическими и рабочими партиями несколько лет тому назад, а также в решении задач экономического и социального развития? Это, будучи отражением реально существующего положения, дало бы мощный стимул для более активного участия верующих различных стран в общечеловеческой задаче сохранения международного мира, а верующих нашей страны побудило бы к более активному участию также и в общесозидательном труде. Нет сомнений, что включение такого положения в Программу произвело бы чрезвычайно выгодное впечатление за рубежом, показав, что свобода совести реально существует в нашей стране, пользуется признанием государственного и партийного руководства, что нанесло бы сильный удар попыткам враждебной нам пропаганды в извращённом свете представлять положение верующих в Советском Союзе. Это оказало бы помощь и многим компартиям, для которых проблема взаимоотношений с верующими имеет весьма актуальный характер».

Сию эпистолу митрополит Алексий отправил 17 декабря. Горбачёв распорядился снять копии и раздать всем членам Политбюро — Гришину, Кунаеву, Щербицкому, Алиеву, Громыко, Воротникову, Соломенцеву, Рыжкову, Лигачёву, Чебрикову и Шеварднадзе. По прочтении они высказали своё мнение, которое в основном сводилось к следующему: «Попы лезут к нам, хотят, чтобы мы с ними поделились властью. Накося, выкуси! Надо осадить». Вызвали Харчева, он с недавних пор являлся председателем Совета по делам религий при Совете министров СССР. До 1984 года работал послом в Кооперативной Республике Гайана и, видно, как раз там особенно поднаторел в вопросах взаимодействия с Православной Церковью. Сей деятель, занимаясь делами религий, не знал, к примеру, разницы между понятиями «религия» и «конфессия», считая, что эти слова — синонимы. Видя, что письмо вызвало у членов Политбюро раздражение, Константин Михайлович не моргнув глазом стал уверять, что Патриарх Пимен вот уже год уговаривает его снять митрополита Алексия с должности управляющего делами Патриархии.

— Вот и надо выполнить его просьбу, — решил Горбачёв.

Наказать слишком смелого архиерея решено было основательно, но не до смерти. Экзекуция произошла не сразу, а спустя полгода. Патриарх Пимен вопреки утверждениям Харчева сопротивлялся отстранению митрополита Алексия, отговаривался:
— Нужен повод. Вы же сами объявили иную политику. Нельзя снимать с церковной должности лишь по окрику из Политбюро.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ
(Продолжение следует.)