Владимир Крупин - Безмолвие

 

1 августа – обретение мощей прп. Серафима Саровского

 

 

1 августа – обретение мощей прп. Серафима Саровского

 

В чарующих местах средней русской полосы родился и возрастал великий молитвенник, Саровский чудотворец, преподобный Серафим. Характер его был под стать природе: такой же добрый, ласковый, приветливый. «Радость моя», — говорил он всем приходящим.

«Пустынька» — так ласково называл отец Серафим место своего уединения в нескольких километрах от монастыря. Он, прекрасный плотник, срубил себе келью, маленький домик, оборудовал в нём иконостас и проводил дни и ночи в молитве.

Стремясь к ещё большему безмолвию, к ещё большей молитве, к ещё большему изнурению тела, старец каждый вечер становился на молитву на большой камень в лесу. С наступлением дня возвращался в келью, а там становился на молитву на другой камень, принесённый для этого специально. Такая молитва продолжалась тысячу дней и ночей. Нам, грешным, даже трудно это представить. Тысячу дней и ночей. Стоять на тверди камня, молиться и повторять молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».

Безмолвие — это один из высших подвигов в духовной жизни. «Слово — серебро, — говорит русская пословица, — а молчание — золото». Преподобный Серафим принял на себя обет молчания как крест, на котором распинаются страсти бренного мира.

Для чего же преподобный так изнурял себя, для чего же он столько молился и молчал, в чём была цель такой аскетической жизни?
Позднее сам старец ответил на эти вопросы: «Пост, молитва, бдение и всякие дела христианские сколь ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средством к достижению её. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия». Стяжание — это достижение такого состояния, когда Дух Святой заполняет всего тебя: сердце, помышления, душу. Говорим же мы иногда сердитому человеку: «Ну, ты сегодня не в духе».

Далее следуют пятнадцать лет жизни преподобного в монастыре. Он бы и дальше оставался в своей пустыньке, но, подавая пример послушания, выполнил волю настоятеля монастыря, стал жить вместе с братьями. Вся Россия притекала к батюшке Серафиму, ища его советов, его утешения, его молитв. И вновь преподобный уходит в затвор. Теперь уже на пять лет.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица повелела преподобному Серафиму выйти из затвора для врачевания душ человеческих. Отныне дверь его кельи открыта для всех. Современники помнят его с мешком за плечами, с посохом. А в мешке камни, а поверх камней Святое Евангелие. Когда его спрашивали, зачем же он носит тяжёлые камни, старец отвечал: «Томлю томящего мя». То есть: «Продолжаю бороться с нечистым духом». А как известно, чем выше человек в своей духовной жизни и телесной чистоте, тем большие он испытывает нападения от врагов нашего спасения, дьявольских слуг.

В конце земной жизни старец Серафим сказал однажды послушнику:
— Если бы ты знал, какая сладость ожидает душу праведного на Небесах, то ты решился бы во временной жизни переносить скорби, гонения и клевету и благодарил бы за них… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, там сладость и радость неизглаголанные, о которых и сказать невозможно.

В эти годы преподобный много занимается устроением Дивеевской женской обители, которая ныне именуется Серафимо-Дивеевской. Именно ему было откровение о том, что Царица Небесная обошла обитель Своими пресвятыми «стопочками» (ступнями), и старец повелел сестрам выкопать вокруг обители канавку, обозначить следы Божией Матери.

— Канавка эта, — сказал старец, — до небес высока. И как антихрист придёт, везде пройдёт, а канавки этой не перескочит.
И поныне, и всегда идут вдоль канавки паломники, приезжающие в Дивеево со всего света. Идут и читают, по завету святого Серафима, молитву «Богородице, Дево».

Старец знал о дне своей земной кончины. Он говорил приходящим к нему духовным чадам (детям): «Мы не увидимся более с вами. Жизнь моя сокращается; духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мёртв».
Перед кончиной старец причастился в Зосимо-Савватиевской больничной церкви, поставил свечи ко всем иконам, приложился к ним, положил земные поклоны, простился с братией, говоря:
— Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте!

В тот же день он несколько раз подходил к месту у собора, которое выбрал для своей могилы, молился там.

Ушёл в келью, прося оставить его одного. Братия слышала, как старец поёт пасхальные молитвы. Утром преподобный был найден стоящим на коленях перед иконой Божией Матери «Умиление» со скрещенными на груди руками. Скрещенными так, как их скрещивают, подходя ко Святому причастию.

«У нас в Сарове среди лета запоют Пасху», — говорил старец, предвидя своё прославление. Так и случилось. Летом 1903 года, в присутствии царской семьи, в день рождения преподобного, 19 июля (ст. ст., 1 августа н. ст.), свершилось открытие его многоцелебных мощей.

И тяжкие судьбы России провидел старец, и предупреждал о них, и судьбу русского царя и его семьи предвидел, и всё-таки говорил, что Господь не оставит Россию, что путём испытаний приведёт её к великой славе. Очень часто в воспоминаниях о старце говорится, что он назидал приходящих к нему: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя». То есть начинать надо не с кого-либо, а с себя.

И для всех нас оставил утешающие слова: «Когда меня не станет, вы ко мне на гробик ходите. Всё, что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да всё горе с собой и принесите на мой гробик! Припав к земле, как живому всё расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдёт. Как вы с живым всегда говорили, так и тут. Для вас я живой есть и буду вовеки! И я услышу вас!»

В годы большевистских гонений на религию мощи преподобного чудесным образом сохранились, были обретены в 1991 году и перенесены в Дивеевскую обитель. И вновь зазвучал пасхальный распев «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Слышит нас старец Серафим. И мы можем его слышать всегда. Каждый день. Вспомним завет преподобного: «Когда мало времени на молитву, читайте три раза "Отче наш", три раза "Богородицу Дево" и "Символ веры" и делайте свои дела, читая про себя Иисусову молитву». И непременно глубоко верующий почувствует помощь преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

"Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас"

Владимир Николаевич КРУПИН