Русская земля. Родная деревня с окружающими её полями, лугами, лесами, тихой речкой, вечерними закатами, утренней зорькой и незабываемым восходом солнца… Все мы, по большому счёту, родом из русской деревни. Потому дорога и близка она нам, где бы и кем бы мы ни были.
Деревня исстари хранила и хранит дух русского народа — народа жертвенного не только для себя, но и для всего мира. Православная Церковь тысячелетие воспитывала народ в любви Христовой. Этим и сильна Россия. Несмотря на тяжёлые испытания, выпавшие на долю русской деревни, дух этот сохранился в ней.
Вот почему с глубоким уважением относишься к художникам, которые не забывают её. Особенную же благодарность испытываешь к тем мастерам, которые живут в ней постоянно. К их числу отнесу молодого талантливого живописца, уроженца пензенской земли Андрея Михайловича Уделова.
В селе Соловцовка, ставшем для него родным, он расписывает Троице-Сергиев храм, в котором покоятся мощи преподобного священноисповедника Иоанна Оленевского, особо почитаемого подвижника Пензенской земли.
В свои тридцать лет он успел окончить Пензенское художественное училище и Российскую академию живописи. Думаю, не ошибусь, если скажу, что об этом художнике заговорят скоро как о крупном мастере. С ним интересно и весело беседовать.
— Знаете, — говорит он, — ведь я раньше, мальчишкой, думал, зачем художники пишут пейзажи? В действительности же всё гораздо красивее. Дед мой приучил меня к рыбалке, и вместе с ним я рыбачил на нашем пруду. И вот смотришь за поплавком и видишь, как в воде отражаются облака, небо. Поднимешь голову, а на другом берегу — луг, стадо пасётся, лес вдали. Смотри и не насмотришься. А потом, когда отвезли меня в город и отдали учиться в школу, я вдруг заскучал по деревне, по старым ветлам, росистой траве на утренней зорьке, по вечерним туманам над прудом. И так всё это захотелось нарисовать. Вот тогда, может быть, я и понял, почему художники пишут пейзажи. Тогда и полюбил живопись. Стал срисовывать с книг картинки. Потом, когда мама сводила меня в Пензенскую картинную галерею и я впервые увидел настоящие картины, попросил купить краски. И когда получил их, решил: буду художником.
Наблюдаю за оживлённым лицом рассказчика, скупыми, но выразительными жестами.
— Самой большой отрадой в детстве была деревня. Школу не любил, прогуливал безпощадно. Интересны были лишь два предмета: математика и история. Жить помогала мысль, что скоро наступит весна, потом лето, и меня на целых три месяца отправят в деревню. Хорошо помню один момент. Узнал, что на Нико,левском пруду клюют карпы. Съездил на разведку, наметил местечко, где встану. Наутро просыпаюсь, прислушиваюсь — дождь льёт вовсю. Долго ждал, когда кончится. Наконец гроза утихла, и я помчался. Много было в жизни красивого и запоминающегося, но то утро почему-то врезалось в память особенно. Солнце только-только всходило именно там, куда унесло грозу. Из-за огромных туч, где ещё мерцали молнии, очерченный по кромке светом, медленно выкатывался красный диск. Уставшее после грозовой ночи поле благоухало свежестью. Была тишина, которую нарушал только я своим стареньким велосипедом. В тот день я поймал самую крупную в своей жизни рыбу. Счастье было неописуемым.
Речь его, яркая, образная, невольно рождает мысль, что только в деревне и мог родиться удивительно сочный красивый русский язык. В этих словах вся суть его как художника.
Лев Михайлович АНИСОВ