Протоиерей Александр Шаргунов - Богородичная Пасха

 

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

 

Успение Божией Матери — драгоценное ожидание нашего воскресения. Его основание — в Воскресении Господа Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 21). Вот почему апостол Павел напоминает нам также: В Нем все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в Пришествие Его (1 Кор. 15, 22—23).

Это Пришествие Христово, о котором говорит апостол, не должно ли было исполниться исключительным образом в Божией Матери, когда завершилась Ее земная жизнь? То, что называется смертью для всех людей, в случае Божией Матери Церковь именует Успением. Совершая чин погребения Пресвятой Богородицы, мы поём Ей, как на воскресной утрени, то, что относится к Ее Божественному Сыну: «Благословенная Владычице, просвети нас светом Сына Твоего. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся». Как Ее Божественный Сын и как все люди, Она прошла через завесу смерти, но Ее тело плоти тотчас же преобразилось, чтобы стать телом духовным, о котором говорит апостол Павел и которое станет нашим вечным и прославленным телом. Это чудесное, исполненное света тело созерцали на земле в видении преподобный Сергий, преподобный Серафим и многие святые: «Се, Пречистая грядет!» Всё в Ней исходит от Отца светов, и мы обнаруживаем в этом празднике встречу всех любящих Бога.

Это праздник всех святых, когда слава Пресвятой Троицы сообщается Церкви святых и исключительным образом — Пречистой Деве. Церкви святых, собранной вокруг Божией Матери, приносящей Пресвятой Троице эту славу. Дивен Бог во святых Своих и более всего в Божией Матери, в Ее Успении.
Божия Матерь воистину воскресла, ангелы ликуют, и Церковь радуется. Для нас сегодняшнее торжество как продолжение Пасхи, Воскресения и Вознесения Господня. И в то же время оно для нас — знамение и источник жизни вечной и будущего нашего воскресения. Нынешнее торжество исполняет нас доверия Промыслу Божию. Наша Заступница взошла ко Господу, чтобы как Матерь милосердия посвятить Себя заботе о нашем спасении. Странники и пришельцы мы на земле, но наша Матерь прошла впереди нас и уже указует нам конец нашего пути. Она убеждает нас, что возможно для человека прийти туда, где Она находится, и что, если мы будем верны Господу нашему, нам будет это дано.

Ибо Матерь Божия — не только совершенный образ для всех святых, Она — помощь и спасение погибающих грешников. Когда нам плохо, когда грех, когда вина, когда подступает отчаяние, и мы не смеем больше говорить: «Отче наш», нам даётся власть обратиться к Ней со смиренной молитвой. И когда мы умоляем Ее о заступничестве, Она не может не ответить Своим детям Своей Материнской заботой. Она даёт нам силу и защиту в течение всего нашего земного пути. Она Сама — наш путь, потому что безошибочно знает, как достигнуть любви Христовой. Она — Заступница наша, и Она не даст нам в вечер нашей жизни бояться смерти.

Как едина Она с нами по плоти, так пребывает с нами духом. Ее присутствие среди нас постоянно. Она знает нас, потому что велика Ее любовь к нам, и в Духе Святом Она видит нас. И даже если наши глаза не могут видеть Ее, Всесвятую, Она пребывает с нами и являет Себя разными путями тем, кто достоин Ее. Она никогда не оставляет тех, кто спасён Ее Божественным Сыном. Она бдит над всеми нами до смертного часа и делает нас участниками Божественной жизни. Потому что Бог сильнее человека, благодать больше греха, любовь крепче смерти. Материнство Божией Матери — благодатный дар для всего мира, и Ее личное Успение открывает успение человечества в Боге.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ