7 июля – Рождество Предтечи Господня Иоанна и память всех святых, в земле Российской просиявших
В этом году праздник Рождества Предтечи совпадает с днём памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Святой Иоанн Златоуст говорит, что смысл почитания святых заключается в том, чтобы мы сами начали учиться святости и, размышляя о будущем наших детей, старались с первых же дней направлять их к святости.
Мы видим три совершенно разных отношения к произошедшему событию. Все соседи собрались в доме праведных Захарии и Елисаветы, услышав о потрясающей новости. Многие из них чисто внешне участвуют в этой радости. Как знакомо нам это явление! Люди, как правило, все радуются, что родился человек, но мало кто задумывается, что значит это рождение. Что предшествовало ему и что ждёт впереди этого человека.
Такими, увы, бывают многие христиане не только в подобных ситуациях, но и по отношению к праздникам Церкви. Они участвуют в общем торжестве — например, в празднике Рождества Предтечи или в празднике всех наших святых, в двунадесятых праздниках. Но они не задумываются о том, что предшествовало этому событию, с чего начиналась история нашего спасения, что ждёт впереди всех нас, какой путь мы должны пройти, чтобы достигнуть Господа. Они просто стоят в храме вместе со всеми, молятся, как бы участвуя в этом. Они живут моментом, тем, что совершается сейчас в храме. Но не связывают это ни с чем. Внешние обстоятельства определяют их веру, а не вера придаёт их жизни единственный смысл и силу, без которой всё не имеет значения. Разве не сказано нам: «Пойте Богу разумно»? Не из такой ли бездумности рождается теплохладность — самое опасное, как мы знаем, что может быть в духовной жизни? Человек не старается проникнуть в Промысл Божий, понять, почему этот праздник дан Церкви, почему эти события происходят сейчас. Он, по существу, безучастен к тому, что надеется Бог совершить с родом человеческим или хотя бы с тем народом, в котором он живёт. И в конце концов, лично с ним самим.
А есть другое отношение, которое являют святые праведные Захария и Елисавета при рождении младенца. Для них это событие — рождение их чада — встреча с Богом. То, что младенец родился, то, что это чудо произошло, они связывают со своим отношением к Богу и с надеждой на соединение с Богом в будущем. Есть такие верующие, которые всегда заботятся о том, чтобы вера их углублялась, чтобы открывалось им присутствие Божие в том, что совершается в празднике. Такими были все наши святые. Как важно осознать действие Промысла Божия в празднуемом событии! Увидеть прошлое, которое вело к этому событию и к этому празднику, и обрести надежду на будущее, уготованное для нас Господом.
Но есть самое главное отношение. Это отношение Бога к рождению младенца, отношение Бога к рождению Предтечи, отношение, которое можно назвать явлением верности Бога. Рождество Предтечи — это праздник верности Бога Своим обетованиям. Тому, что Бог издревле обещал роду человеческому, когда он утратил истинную жизнь, подчинившись власти зла и смерти. Обещание Божие об избавлении от вечного духовного рабства начинает исполняться. Надежда на будущее присутствует в этом празднике верности Бога, потому что Предтеча будет тем, кто уготовит путь грядущему Мессии, Спасителю мира.
Мы не можем не радоваться с праведными Захарией и Елисаветой, не изумляться вместе со всеми святыми тому, что Бог совершил в истории рода человеческого, в судьбе нашего народа, в судьбе каждого из нас. На такой глубине мы призваны всякий раз видеть дар новой жизни, тайну каждого человека. Можно быть как все, становясь толпой даже в самой Церкви. Радоваться прекрасным песнопениям, не задумываясь о глубине того, что этот праздник раскрывает в нашей жизни. Нужно быть теми, кем были праведные Захария и Елисавета в день рождения их младенца, и теми, кем были все наши святые.
Когда человек участвует в празднике только внешне, его радость можно уподобить огню, который горит очень недолго. Существует опасность — подменить радость, которую может дать только Господь, каким-то общим воодушевлением, эмоциональным восторгом, в то время как эта радость глубоко сокровенна. Такой огонь горит до тех пор, пока есть достаточно дров, чтобы возгревать его. На завтрашний день остаётся только пепел. Для подлинного участия в том, что Господь дарует нам в этом празднике, требуется иное отношение. Тогда пламя радости будет таким, которое даёт узнать присутствие Самого Бога в этом событии, в этом празднике. Тем, что будет освящать всю нашу будущую жизнь, укреплять нас мужеством принять любые испытания, потому что мы знаем теперь, что Господь присутствует во всех событиях нашей жизни. И Он заранее предваряет нас Своей милостью. Он всегда исполняет все обещания, которые когда-либо Он давал. И ведёт нас к жизни совершенной.
О трёх вещах будем помнить, совершая сегодняшний праздник Предтечи и всех наших святых. Чему учит Предтеча? Покаянию прежде всего. Покайтесь, — говорит он, — ибо приблизилось Царство Небесное. Это есть путь всего рода человеческого, каждого из нас, путь всех святых. Чем больше мы сознаём, насколько Царство Божие приблизилось к нам, чем глубже даётся нам пережить праздник, узнать благодать Христову, тем осмысленнее будет наше покаяние, изменение нашей жизни из серой, греховной на прекрасную, Богом преображаемую.
Во-вторых, Предтеча послан для того, чтобы уготовить путь Господень. Все наши святые были такими. И каждый из нас в этом смысле должен быть предтечей для Господа. Предтечей для другого человека, чтобы жизнью и смертью своей открыть другому человеку подлинную жизнь во Христе. И предтечей для самого себя. Уготовить Господу крещение огнём и духом. Чтобы дано нам было благодатно познать, что Бог есть. И Он всегда участвует в том, что происходит с нами.
Наконец, Предтеча — это тот, чей взор всецело устремлён ко Христу. Он забывает о себе, он не видит себя, он радуется тому, что становится всё меньше и как бы совсем исчезает, оттого что Христос является другим людям. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, — говорит он о Христе. И Откровение другого Иоанна — Иоанна Богослова — говорит нам о браке Агнца. О Том, Кто сподобляет всех кающихся небесной радости — быть вместе с Вечным Женихом. Путь этот предполагает такую верность Господу даже до крови, которую явили все наши святые, будь то мученики или преподобные, ту верность, о которой Сам Христос говорит: Се, Аз посылаю вас как агнцев посреди волков. Чтобы мы приняли с благодарностью от Бога честь и милость быть одного с Ним рода,
человеческого и Божественного, по дару Христа. Первым в этом роде вслед за Божией Матерью является больший из рождённых женами. И первыми, вне зависимости от того, в каком времени они жили, являются все наши святые — те, кто в течение всей своей жизни возвращались к первой любви, благодатно воспринятой ими от Господа.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ