Современное российское общество глубоко расколото и разделено по множеству самых разных причин — по национальности, полу, возрасту, культуре, территории — всего не перечесть.
Однако самый главный вопрос, разъединяющий нас, — это вопрос веры. Мы разделились на тех, кто со Христом, и тех, кто против Него. И сейчас это разделение более явно, чем когда-либо ранее.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его (Мф. 10, 34—36).
Эти слова не может понять современное, секулярное сознание, развращённое идеями всемирного братства, гуманизма и пацифизма. Мы не можем вместить в себя суровую истину этих слов, замалчиваем и оттесняем их в глубь сознания, но они неумолимо встают перед нами каждый день. Телевидение, газеты, интернет давно стали ареной непрекращающейся борьбы современного сознания и христианства. Особенно борьбы с православным христианством как единственно сохранившим неповреждёнными Церковное Предание и саму суть веры во Христа Спасителя.
И протестантство, и католицизм давно уже идут на поводу мнений и моды мира сего. Они выхолощены и извращены, и нет в них силы противостоять всё усиливающемуся давлению, сталкивающему человечество в пропасть. Стяжание материальных благ и удовлетворение своих желаний, и чем успешнее, тем лучше, — вот идеал современной цивилизации. Золотой телец царствует безраздельно. Продаётся и покупается всё и вся. И забыты слова Спасителя: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). И как бы ни пытались эти слова исказить, перетолковать и согласовать с современностью — все попытки на деле разбились о неизменный и твёрдый камень Истины. Любое соглашательство с духом времени в данном случае равносильно предательству. Фундаментальные основания современной западной цивилизации и Православной веры — несовместимы. Столкновение их неизбежно и происходит постоянно, каждый день. В душе каждого христианина.
Именно в России — последнем оплоте Православия — это противостояние явлено наиболее жестоко и безкомпромиссно. Сколько оголтелой злобы и ненависти вызывает Православная Церковь! Группки, группировки и течения — все объединились в своей ненависти к Православию.
Но есть ещё один уровень проблемы, связанный с самим бытием русского народа и России. Россия может быть только православной и великой державой, по крайней мере стремиться к этому. В противном случае ей суждены мучительная агония и смерть. Интуитивно всякий любящий свою Родину русский человек ощущает эту непреложную истину.
Только Православная вера помогла выстоять, выжить и создать Великую Россию — последний оплот истинной Православной веры. Создатель и Владыка вселенной избрал именно её. И именно поэтому, пока она стремилась исполнять Его волю, ей были дарованы и территория, и природные ресурсы, и армия, и крепкое государство. Но чем больше дано, тем больше спросится. Об этом нельзя забывать. От тупого чванства и зазнайства, от слепого национализма можно избавиться, сравнив себя, своё время и свой народ с тем, что должно быть в идеале. Достойны ли мы своего великого предназначения, завещанного нам предками? Достойны ли мы памяти наших праотцев — богатырей, героев, первопроходцев, творцов, святых?
От времён равноапостольного князя Владимира, просветившего Русь святым Крещением, был передан грядущим поколениям драгоценный дар истинной веры. Его хранили и преумножали, не жалея жизни, все русские люди от князя до последнего смерда.
Многих из них мы ныне с благоговением и признательностью именуем святыми. Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Димитрий Донской — вот лишь немногие из благоверных князей, ярко просиявших на небосклоне русской истории.
А иноки различных сословий и народностей, отдавшие жизнь на служение Богу и Родине? Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий и Герман Валаамские, Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин, Сергий Радонежский; святители Петр и Алексей Московские, Стефан Пермский и ещё великое множество святых Русской земли, освятивших её своими подвигами и молитвами, сотворившими Русь Домом Пресвятой Богородицы.
И в более поздние времена, ещё не затуманенные западной меркантильностью и цинизмом, смысл бытия Руси отлился в чёткую идею Третьего Рима, а затем и формулировку: «Православие, Самодержавие, Народность». Настоящим сынам России от Ивана Сусанина до Пушкина, Суворова и Достоевского был понятен и близок смысл этих слов.
Без веры Православной России нет и не будет. А в противном случае это только обширная территория с полезными ископаемыми, которую быстро захватят соседи. Будет мёртвая колония с вырождающимся и деградировавшим народом.
Русский народ — народ-богоносец. Он несёт в себе Дух Божий, и этот Дух преображает всю его жизнь. Дух животворит. И полноценная жизнь — это жизнь в Духе. Но духовная жизнь — это борьба, подвиг, творчество и любовь. Для русского человека органично и естественно было, осенив себя крестным знамением, брать в руки топор, кисть, меч или перо — то, что требовала внешняя обстановка для проявления жизни Духа. Создавать и защищать Веру, Жизнь, Любовь. А для этого нужно объединение, а не разделение. Нам должно преодолеть это разделение волевым усилием. Потому что, если мы сами не сделаем шаг навстречу нашему ближнему, то его уже никто не сделает. На наших плечах лежит ответственность за будущее нашей Родины. И нельзя нам слепо копировать чужие законы и обычаи, потому что Россия должна идти своим путём. Объединение наше должно быть основано на заповедях Христовых, а не на соглашательстве, круговой поруке и коснении в грехе.
Как ни странно для многих слышать, но столь излюбленная современностью демократия более способствует разъединению, чем объединению людей. Декларативное уравнивание всех перед законом способствует жесточайшей конкуренции, где каждый борется только за себя. А фактическое непреодолимое имущественное неравенство рождает зависть у одних, презрение у других и всеобщую ненависть. Кроме того, идея демократии, возникшая в Древней Греции, подразумевала наличие свободных граждан преимущественно одной народности. И потому она не может решать проблемы межнациональных отношений, просто не приспособлена для этого. Вот почему с такой силой разразились теперь межэтнические конфликты в Европе. И Россию ждёт такое же испытание. Острые проблемы: государственное устройство, проблема межнациональных отношений, сотрудничество государства и общества, стратегическое направление развития России. Плюс ещё демография, алкоголизм, наркомания, образование. Всё требует срочного и правильного решения только в свете веры. Только при понимании исторического предназначения России в судьбе всего человечества, при готовности исполнить Божий замысел о ней. Без религиозного, православного осознания любые, даже самые благие начинания принесут России только вред.
Сейчас идёт ожесточённая борьба: современный мир пытается уничтожить Россию, которая освящена Духом Святым через подвиги преподобных и мучеников. Россию как последний и главный оплот Православия. И что мы видим на этом поле ожесточённой битвы? Большинство наших сограждан — теплохладны. Заботы о материальном почти всегда заслоняют от нас вечное. Метания же между Церковью и экраном телевизора крайне душепагубны и вредны. Омертвение и очерствение души приходят незаметно. Кажется, жизнь идёт своим чередом, просто почему-то всё меньше и меньше времени остаётся на посещение храма и молитву.
Между тем битва добра и зла не зависит от наших желаний. Она началась без нас и закончится только с кончиной мира. На чьей стороне мы будем в этой битве? Для этого нам необходимо отличать добро от зла. Отличие же это может узреть только верующее сердце, ибо от Бога добро, истина и свет, а зло, ложь и тьма — от дьявола. Только духовным зрением мы можем узреть это различие в непрестанно меняющихся картинах окружающего мира. Любые попытки истолкования добра и зла с иных позиций заведомо ложны. Незнание самих основ христианства подменяется личными мнениями, далеко отстоящими от действительности. Осуждение Церкви и её служителей у многих наших сограждан причудливо сочетается с подачей записок о здравии, заказом сорокоустов и зажиганием свечей. Всё это признаки теплохладности, «окаменённого нечувствия», которые всё сильнее поглощают наши души.
А вот враги Православия прямо горят пламенем ненависти. Они активны и агрессивны. Они тоже хотели бы забыться в равнодушии к миру и окружающим, но само существование Церкви не даёт им столь желанного покоя во грехе. Поэтому дикие и пошлые выходки, направленные оголтелыми врагами Православия против Церкви, направлены также и против русского народа. Пилящий кресты человек не усомнится отпилить и головы мыслящим иначе, чем он. Ненавидящий Бога и Его Церковь Православную ненавидит и Россию. Весь русский народ в целом и каждого в отдельности. Увы, многие наши сограждане не могут этого понять.
Радует всё же, что всё больше и больше людей понимают спасительность Православия для России. Всё меньше тех, кто ожесточённо отрицает спасительные истины Евангелия. Но всё так же мало и тех людей, для которых пребывание в Церкви и построение своей жизни по заповедям Божиим стало насущной потребностью. Судьба России словно качается на чаше весов. Что перевесит — добро или зло, ненависть или любовь? Сумеем ли мы преодолеть барьеры, разделяющие нас? Куда двинется наш народ — к спасению и новой славе или к позору и вечной погибели? Об этом ведает один сердцеведец — Бог. Человеческий ум не в силах верно оценить соотношение сил. Кто победит в этой битве, мы узнаем лишь по прошествии какого-то времени, когда откроется направление движения России.
Пока есть ещё время, объединим наши усилия, умножим наши старания в молитве и доброделании, в противостоянии злу, в трудах во славу Божию и на благо нашей Родины.
Максим Зотикович ВОРОБЬЁВ