Александр Бобров - Кувыркание в стогу

Архив: 

 

Кинофильмы о Великой Отечественной войне теперь всё чаще предстают перед нами как многосерийные телефильмы, ибо на полнокровные художественные односерийные фильмы просто не тянут.

 

Шире всего палитра военного кино была представлена по ТВ в дни празднования 68-летия Великой Победы. Мы празднуем этим летом 70-летие Курской битвы и 70-летие первого салюта в честь освобождения городов Орла и Белгорода. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта».

Чем же салютует этим датам отечественная кинематография? В основном фильмами прошлых лет. А сравнительно новые несут на себе приметы явной вестернизации да ещё всё того же обрыдшего агитпропа. В фильме «На безымянной высоте» (2004, Россия — Белоруссия), который повторялся на праздники Победы, есть важная линия: роту разведчиков, которая потом вся поляжет в заведомо смертной атаке, комбат просит пополнить опытными солдатами. Таковые остались, но ожидают трибунала. Особист (как примелькалось лицо этого актёра, всегда играющего особистов и предателей-подлецов!) ни за что не желает отпускать их даже в последнюю атаку. А когда они появляются перед ротным, оказывается, что все ждут сурового приговора ни за что! Сюжет картины построен вокруг борьбы за одну из высот на границе бывшего СССР.  Время действия — 1944 год. Вроде бы завершающий момент в освобождении территории Советского Союза от фашистов: можно и людей без надобности не класть, и суровый приказ «Ни шагу назад!» подзабыть в наступлении. Но куда там… И почему так много безвинно арестованных — не из окружения, чай, вышли?

Вершиной некомпетентности, легковесности и просто глупости стал главный 16-серийный фильм, снятый украинским каналом «Интер» и каналом «Россия» к 68-летию Победы. А получилось — и к июльскому 70-летию Курской битвы! Называется он незамысловато «1943». Режиссёр: Валерий Шалыга, сценаристы: Виктор Приходько, Денис Замрий, сам Шалыга. Давно не приходилось видеть такой разлюли-малины! Нескончаемая лента повествует о действиях подпольщиков и диверсантов в тылу врага накануне Курской битвы. Полицаи, немцы, шпионы и советские разведчики действуют без всякого руководства, без центров и «Алексов», но поголовно все опутаны тайнами и любовными похождениями на фоне деревенской жизни и лесных пейзажей. По сравнению с этими ходульными пейзанами герои советских лент, которые упрекались в лакировке, кажутся плодами сурового и глубокого реализма. Правда, нагонять технику и массовку, устраивать пиротехнические эффекты научились, средств не жалеют. Но ради чего? Вся военная составляющая смешна: немецкий разведчик, неумело косящий под советского резидента, кричит: «Передайте центру, что немецкое наступление начнётся через два дня не на Курской дуге, а из Белоруссии». Ради этой детской дезинформации затевалась вся интрига! Но тот, кто хоть краем уха слышал о грандиозности сражения на «Огненной дуге», понимает, что два дня — это мгновение для массы войск, задействованных сил и штабов. К этому времени советское командование знало и направление главного удара, и расстановку сил — надо было узнать точно час наступления. Не июльский день уже, а час! В это время герои фильма «1943» в стогах кувыркались, в банях парились и чего-то там вынюхивали, передавали по рации из леса. Эту фальшь раскусили даже телезрительницы. Вот несколько отзывов на сайте:

«Те, кто критикует фильм, пишут по существу. Нам не понравились нестыковки, абсурдность многих сцен, неудачная игра многих актёров. Все признают игру Усатовой, немецкого актёра Габриеля, Баринова, Тихомировой, Шныревой. Мы не охаиваем всё подряд. Но я хочу, чтобы мой сын знал про войну, понимал, какой это был ужас. Но я не хочу, чтобы он спрашивал, что за дурочки бегают там: одна с рацией под мышкой и с наушниками на шее и демонстрирующая знание Морзе; другая — без документов шастающая по городу, забегающая то в гестапо, то в комендатуру. Я хочу, чтоб он уважительно относился ко всем участникам, понимал их героизм, а не сомневался в их умственной способности».

Вот остроумный отклик: «Тут спрашивают: будет ли "1944" и "1945"? Хочу обрадовать. Будут не только эти годы, но и далее. В "1955" Гришка будет ещё прятаться в лесу со своими старыми, да и новыми девахами и по привычке пускать под откос поезда с пассажирами».

Нам всё говорили, что с воцарением капитализма придут цивилизованные меценаты, поклонники настоящего искусства и просветительства. Где они? Даже ведущие телеканалы поставили в свои уставы главную цель: извлечение дохода любыми путями, забывая про мораль. Газпром, конечно, национальное достояние, но многие СМИ его медиа-холдинга — позор России. Особенно это было заметно 9 мая. Звучал постоянно слоган: «Не переключайте кнопки — майские праздники на ТНТ!» Ведь он зовётся федеральным российским телеканалом, но почему-то всенародные праздники не отмечает. По рекламе входит в пятёрку популярнейших телеканалов России. Минута молчания обрамлялась бенефисом Павла Воли и его программой «Ищу бабу». Самым «смешным» словом и в этих выпусках оставалось слово «ж••а». Оно вызывало просто утробный смех! В зале ржали не только зрители из офисного планктона и крутых, но и медийные, узнаваемые лица — полная деградация и осквернение святого Дня Победы. Так что литавров и риторики немало в показательно-праздничные дни прозвучало, а на деле в сетке вещания была страшная смесь: то советская классика, то современные боевики на один лад, то откровенная развлекуха. Странный коктейль, но не Молотова, а Молоха, перемалывающего души и сознание. Кувыркание в стогу — как высшая форма патриотизма.

Александр Александрович БОБРОВ