Будем же хранить светлую благодарную память о Патриархе, будем стараться, следуя его советам, восстанавливать храмы своих душ, беречь свои сердца, сердца близких нам людей от тех скорбей, ударов, которые, конечно же, идут не от Бога, Источника жизни, а от сил, враждебных Ему.
Сообщение о кончине 5 декабря Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II было воспринято в Санкт-Петербурге со скорбью. Но как редкий дар, полученный непосредственно из рук Патриарха, воспринимается теперь книга, привезенная из его резиденции художником Александром Кравчуком.
Известный питерский художник Александр Михайлович Кравчук написал портрет Святейшего Патриарха Алексия II к его 75-летнему юбилею, и преподнес свою работу лично в резиденции его Святейшества в 2004 году. С легкой руки протоиерея Василия Ермакова, старинного друга Святейшего Патриарха, которому в свое время отец Святейшего помог освободиться из фашистского плена, записав его членом своей семьи, этот портрет получил название – «С думой о России».
Принимая с благодарностью работу художника, Святейший отметил, что чувствует, как много таланта и души вложил мастер в свою работу.
Патриарх беседовал с группой художников, приехавших его поздравить, около часа. Он говорил о своей любви к Петербургу, откуда был родом его отец и где в конце 40-х он учился в Духовной семинарии, а позже, до своего патриаршества, служил митрополитом Ленинградским и Новгородским, управляя объединенной епархией.
Алексий II благословил Александра Кравчука на дальнейшие труды и подарил красочную книгу-альбом, посвященную сорокалетию своего епископского служения и праздничный настенный календарь с фотографиями своих богослужений в храмах.
Замечательные фотографы С.Н.Власов, А.В.Петров, М.В.Сердюков украсили это уникальное издание выразительными художественными фотографиями. Особенно трогательными мне показались те, которые были сделаны в Переделкино, резиденции Патриарха, где он так любил отдыхать от повседневных забот.
Из духовных наставлений Патриарха, которых в книге «Собиратель Русской церкви», подаренной им санкт-петербургским художникам, много, - самым главным остается его совет, направленный на решение той вечной проблемы, которой во все времена занималась и занимается Церковь, серьезная литература, искусство, - умение преодолевать грех.
Святейший уверен, что любой грех разрушителен для человека, семьи, общества. Да, он может принести временное удовольствие, тешить гордыню, давать какие-то материальные блага, предоставлять власть над другими людьми. Но он непременно искажает внутреннюю сущность человека, приводя его ко все большим ошибкам, а подчас и к трагедии. … Нужно снова учиться тому, что люди растеряли за годы упоения собственной силой и гордыней, - учиться смирению, умению аскетически ограничивать свои желания, подчинять их послушанию воле Божией, нравственному образу жизни. Труднейшей для каждого из нас будет работа не внешняя, а внутренняя. Евангелие советует нам обратить взор, прежде всего, внутрь самих себя.
Святейший Патриарх утверждал, что и ныне остается актуальной мысль Федора Михайловича Достоевского о том, что Бог борется с Диаволом, причем не где-то вдалеке, а непосредственно – в сердце человека. Оно становится полем непрестанной битвы…
Будем же хранить светлую благодарную память о Патриархе, будем стараться, следуя его советам, восстанавливать храмы своих душ, беречь свои сердца, сердца близких нам людей от тех скорбей, ударов, которые, конечно же, идут не от Бога, Источника жизни, а от сил, враждебных Ему.
Наши грехи – не только наши, личные. Они непостижимым образом влияют и на окружающий мир, загрязняют духовную атмосферу. И тогда нередко жертвой зла, наших неуправляемых страстей становятся люди невинные, о чем мы даже не всегда узнаем. И в этом смысле естественно то подспудное чувство вины, которое возникло у многих православных при скорбном известии о кончине Патриарха.
Трудно даже представить, как тяжел крест патриаршества, тем более в современной России. И как трудна та работа, которой заняты сегодня лучшие представители духовенства Русской Православной Церкви. Она в чем-то сродни и труду художника, скульптора, живописца. Только материалом для духовных художников являются не краски или глина, не камень или дерево, а непосредственно – человеческие души. Цель этого труда - созидание внутреннего человека в каждом из нас, задуманном Творцом как такое создание, которое должно стремиться и способно достигать идеала жизни – святости, духовной чистоты и полноты бытия. И пусть всегда и всюду призывно звучат слова молитвы «Отче наш» - в уже восстановленных соборах, храмах города или там, где их повторяют в уединении молящиеся люди – дома ли, в кельях или мастерских, или на улицах, в дороге.
Пусть и в уходящем, и в грядущем году над всеми нами будет распростерт покров Божией Матери. Она оберегает Россию, где все мы, конечно, остаемся немного детьми, хотя часто неразумными, особым образом. И если мы не зачерствеем душой, то станем способными слышать, а иногда даже зримо ощущать это ее заступничество. Ведь не зря поется в старинной христианской песне, называемой кантом, - «Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле, есть кому, переживая, помолиться о тебе». И если у нас есть вера живая, то будем смелее смотреть в будущее – и нас, и наших детей.
Елена Владимировна Захарченко,
член Союза художников России,
член-корреспондент Петровской академии наук и искусств