Сын земли Русской

Архив: 

 

3 июня 2013 года выдающемуся русскому математику, мыслителю, публицисту, общетсвенному деятелю, академику Игорю Ростиславовичу Шафаревичу - 90 лет!

 

Яркие математические способности Игоря Ростиславовича Шафаревича проявились уже в школьные годы. После окончания школы он был сразу принят на последний курс Московского государственного университета и окончил его в 1940 г. В 19 лет защитил кандидатскую диссертацию, докторскую — в 23 года. Стал работать в Математическом институте им. В.А.Стеклова Академии наук СССР (теперь РАН). С 1960 по 1995 г. — заведующий отделом алгебры; с 1995 г. — главный научный сотрудник и советник РАН.С 1943 по 1975 г. преподавал в Московском государственном университете. Был отстранён от преподавания в связи с написанием открытых писем в защиту А.И.Солженицына (февраль 1974 года) «Арест Солженицына» и «Изгнание Солженицына» и участие в издании «Из-под глыб» — сборника статей по вопросам духовной и общественной жизни того времени.

В 1958 г. избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1991 г. — академиком РАН. Лауреат Ленинской премии (1959). Иностранный член Академии Деи Линчеи (Италия), Германской академии естествоиспытателей «Леопольдина», Лондонского Королевского общества, Национальной академии наук США.Почётный доктор университета Париж XI (Орсэ).

Влияние И.Р.Шафаревича на отечественную и мировую математику огромно. Оно измеряется не только его личным вкладом в алгебру, теорию чисел и алгебраическую геометрию, но и тем магнетическим влиянием, которое он оказывал на молодёжь в течение многих десятилетий своими университетскими лекциями, семинарами, книгами, неповторимым умением раскрыть талант. Каждый из его многочисленных учеников может вспомнить путь, пройденный рядом с Игорем Ростиславовичем, как счастливейший этап в своём творческом становлении. Многие из них стали кандидатами и докторами наук.

С конца 1960-х годов Игорь Ростиславович принимает участие в общественной деятельности: пишет заявления и проводит пресс-конференции в защиту Русской Православной Церкви, против использования психиатрии как средства политических репрессий, выступает в защиту жертв гонений по политическим мотивам, свободы религии и прав верующих в СССР. Он отказывался (с полным на то основанием) принимать ту мораль, которую навязывало ему государство, и свою идею он нашёл в Русском Народе…

Шафаревич известен как автор историко-философских трудов, часть которых оцениваются либералами как антисемитские и конспирологические. Основные работы: «Социализм как явление мировой истории» (1974), «Русофобия» (1982), «Две дороги — к одному обрыву» (1989), «Русофобия: десять лет спустя», «Россия и мировая катастрофа», «Духовные основы российского кризиса ХХ века» (2001), «Трёхтысячелетняя загадка (История еврейства из перспективы современной России)» (2002), «Будущее России» (2005). В своих трудах Игорь Ростиславович вскрыл корни самых трагических событий и духовного распада в нашей стране.

В работе «Две дороги — к одному обрыву», направленной и против коммунизма, и против западной демократии, он пишет: «В заключение ещё один беглый взгляд из более отдалённой перспективы на современный кризис. Он безконечно обострился, приобрёл взрывной характер в последние десятилетия, но корни его очень древние — это итог развития, длящегося десятки тысячелетий… Вряд ли у нас сейчас есть хоть какие-то основания предугадать, как человечество выйдет из кризиса. Но возможно по крайней мере освободиться от мёртвых схем, которые не дадут этот выход увидеть. Одной из таких схем и представляется мне противопоставление командной системы западному пути как двух диаметрально противоположных выходов, из которых только и возможен выбор».

Вслед за французским историком О.Кошеном Шафаревич в своей книге «Русофобия» формулирует применительно к России понятие «малый народ» — такой слой людей, которые противопоставляют себя всему остальному народу, с презрением относятся к его традициям и тем самым утверждают своё право распоряжаться этим народом как материалом для собственного творчества. В России ядро «малого народа» составило еврейство. Усилиями «малого народа» разрушаются «интегрирующие механизмы», позволяющие «большому народу» ощущать себя и действовать как единое целое. Подвергаются осмеянию и делаются предметом ненависти русская история, вера, историческая власть, армия. Создаётся множество антирусских мифов, внушаемых народу. Народ как бы парализуется, становится беззащитной жертвой небольших агрессивных групп.

«Народ вообще — это громадный организм, — говорит Игорь Ростиславович, — очень трудно воспринимаемый и учитываемый. В нём что-то за прошедшие годы сильно изменилось. Общее настроение СМИ тогда исходило из представления о Западе как о безусловном благе. Сейчас же нет политика, который бы не говорил, что он патриот. Конечно, всё это только слова, но сдвиг в области фразеологии отражает перемены миросозерцания народа. Язык порождает мышление, мышление ведёт к действию…

Сегодня наша страна находится в точке бифуркации, как витязь на распутье. Либо мы станем на путь, который был начат со времени Ивана Калиты и особенно его внука Димитрия Донского, либо окончательно победит власть международного капитала, который, кстати, скоро может погибнуть. Запад сейчас постоянно находится в состоянии страха. И эти страхи сменяют один другой. Таким образом, западная цивилизация постоянно живёт ожиданием близкого конца». (Из интервью Шафаревича, опубликованного в журнале «Русский Дом», №№8 — 9, 2012.)

Мы сердечно поздравляем нашего большого друга с юбилеем!
Желаем Вам, Игорь Ростиславович, душевного и телесного здравия, Божией помощи в трудах на благо нашего Отечества, духовной крепости, многая и благая лета! Так держать, Игорь Ростиславович!
«Русский Дом»