Иван Полозков - Нам нужен прорыв к правде

Архив: 

 

2 июня 2006 года, 7 лет назад ушёл из жизни великий русский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков

 

В своём творчестве В.М.Клыков сосредоточил свои незаурядные дарования на воспроизведении истории Руси. В камне и в бронзе запечатлел он образы самых почитаемых русским народом святых: равноапостольных Ольги и её внука, крестителя Руси Владимира, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, митрополита Иоанна Санкт-Петербургского. Великих русских ратников святых Александра Невского, Илии Муромца, Димитрия Донского. Александра Суворова, Константина Рокоссовского и Георгия Жукова. Созданный им мемориал на ратном поле России под Прохоровкой с его знаменитой звонницей — это гимн советскому народу-победителю, величественный символ славы нашего Отечества!

Созданы им и памятники великим деятелям нашей культуры: святым Кириллу и Мефодию, поэтам Батюшкову, Пушкину, Николаю Рубцову, композитору Георгию Свиридову, писателю Василию Шукшину. Драматизм летописи Руси особенно ярко изображён им в памятниках св. Николаю II, великому государственному деятелю Петру Столыпину, полководцу Александру Колчаку. Впрочем, невозможно перечислить все созданные им памятники. Их у него более двухсот.

Создание памятников Святославу Храброму, сыну равноапостольной Ольги, было самой трудной для автора работой, отнявшей у него много сил, времени и нервов. Сопровождалось интригами, доносами, запретами влиятельных в нашей стране сил, предательством некоторых близких ему людей. Что же влекло художника, несмотря на все трудности, к созданию образа нашего далёкого предка?

Многие знакомые Вячеслава Михайловича не раз слышали его настойчивые призывы: «Мы должны знать всю ПРАВДУ о нашем прошлом!», «Нам нужен решительный прорыв к ПРАВДЕ, иначе окончательно погрязнем в пене лжи и в безплодной суете взаимных обвинений!». Поиск правды для него был не только смыслом художественного творчества, но и делом жизни. Как человек возвышенных моральных достоинств, он был лишён всякой идеологической, а тем более националистической ангажированности, имел свой взгляд на происходящее и с поразительным мужеством всегда и везде отстаивал его. Давно подмечено, что на крутых изломах в судьбах народа оживает интерес к прошлому. Пытаясь разобраться в происходящем, люди в прошлом ищут опору, вспоминают о событиях, пробуждающих надежду и веру в лучшее будущее.

В начале 90-х годов прошлого столетия наша Родина была в очередной раз ввергнута в хаос, оскорбительное унижение вопреки воле её народов. Однозначно происходившее тогда объяснить невозможно. Слишком многое перемешалось в этом разрушительном процессе.

Как великий художник, наделённый особым даром остроты взора и многомерности видения вещей и явлений, Клыков лучше многих других патриотов представил себе истоки и суть происходящего, его пагубные последствия для будущих поколений. И в те лихие девяностые он, не принимавший идеологии коммунистов, монархист и глубоко верующий человек, стал одним из организаторов Народного Патриотического Союза, Фронта Национального Спасения, Всероссийского Соборного и Земского движений, Союза русского народа. Ведь тогда определённые силы Запада под предлогом борьбы с коммунизмом начали геноцид югославских славян, поджигали очаги межнациональных пожаров на Кавказе, в Украине, других странах, входивших в СССР. Клыков предпринимает попытку создания международного славянского движения. Как художник он направил свою волю на создание художественных произведений, пробуждающих народную память и гражданскую совесть. Памятники Святославу Храброму, как единодушно отмечают искусствоведы, выделяются из всех его произведений не только особой пластикой, динамизмом, но и энергетикой. В них воплощены мощь и удаль русского народа, жизнеутверждающая решимость и торжество победителя. В тяжкие времена, как известно, сила духа народа важна не менее, чем самое современное оружие. Как первый великий князь Киевской Руси Святослав Храбрый, победитель пробуждает в нас силу духа, стремление выстоять при любых обстоятельствах. Как предводитель Киевской Руси он символизирует особую историческую эпоху. Эпоху, до сих пор загадочную, таящую в себе много тёмных пятен и недомолвок, политического кокетства, плохо скрываемой лжи и неоправданных компромиссов со стороны власти.

Всё бы ничего, если бы эти недомолвки и компромиссы остались бы в истории вместе с безчисленными природными и иными превращениями, канувшими в вечность. Но в природе ничего не исчезает безследно, а очень многое возвращается «на круги своя» в обновлённом, более окрепшем качестве. Стоит памятник ему на степных просторах Белгородщины, у днепровских порогов, на месте его гибели, и в подмосковном Подольске. Какие трудности при этом пришлось преодолеть Клыкову! Например, при установке памятника на Белгородщине из Кремля пришла команда: «Сооружение памятника Святославу запретить». В.М.Клыкова ни мало ни много обвиняли в том, что композиция его памятника искажает суть того исторического момента и возбуждает межнациональную рознь, сеет в народных массах ксенофобию.

Некоторым, очень влиятельным, но никогда не называемым собственным именем силам не по вкусу пришлась деятельность автора памятника по реконструкции народной памяти, воскрешению малоизвестных и запутанных страниц нашей истории, связанных в данном случае с крушением Хазарии. А тут сооружается впечатляющий даже не символ, а целая художественная эпопея, раскрывающая суть предельно противоречивых взаимоотношений двух некогда могущественных народов: русских и хазар.

Дело в том, что Святослав в художественном изображении В.М.Клыкова на лихом коне взмахом меча лишает жизни химеру, прикрывающуюся щитом в форме шестиконечной звезды. Намёки автора на иудаизм Хазарии были, по мнению доносчиков, необоснованны, так как ко времени разгрома Хазарского каганата, по их мнению, большинство его населения исповедовало либо ислам, либо христианство.

Вспомним и события, развернувшиеся в начале разгула «горбачёвской» перестроечной демократии с плюрализмом, консенсусами, правами человека и прочим при сооружении памятника преподобному Сергию Радонежскому в Подмосковье! Тогда В.М.Клыкова не дали в обиду широкие массы простого русского народа и патриоты.

Святослава изображал художник как великого деятеля начала формирования русского этноса, победителя угнетавшей Русь Хазарии, князя, показавшего всей Европе мощь нашего народа, что позволило в будущем нашим царям построить великую Российскую империю.

В.М.Клыков с юных лет увлекался русской философией, хорошо знал наследие отечественных мыслителей и их противоречия с европейской обществоведческой мыслью, из которой возрос марксизм.

Силы Запада постоянно привносили в наш быт и в сознание много чуждого. Это будет продолжаться, пока славяне не сплотятся в единую силу для защиты своих территориальных и национально-культурных интересов, на которые покушался и сейчас покушается Запад. Этому были посвящены вся жизнь и творчество великого русского скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова.

Иван Кузьмич ПОЛОЗКОВ