30 ИЮНЯ – НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ
Безчисленны лики святых, праздник которых совершает Церковь. Их имена известны всем по нашим календарям, и каждый день они звучат на отпусте. Но ещё больше среди них тех, кто сокрыт от нас, кого знает только Бог, потому что они исполнили заповеданное им. Их благословенный путь открыт для всех, кто в Церкви, которая родилась в день Пятидесятницы сошествием Святого Духа на апостолов.
На всенощной праздника Всех святых мы слышим Евангелие о последнем явлении воскресшего Христа Своим ученикам и Его благословении привести весь мир к Богу. Одиннадцать же учеников, — сказано в Евангелии, — пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. Одиннадцать учеников! Их было только одиннадцать.
Так немного — для столь великого служения. Одиннадцать, а не двенадцать, как мы привыкли говорить об апостолах с самого начала. Немощная Церковь, малое стадо, ещё более умалённое предательством одного из них. Не только сегодня бывают предательства. Евангелие называет их учениками, а не апостолами. И это не случайно. Быть учениками — первое обязательное условие для тех, кто следует за Господом. Пусть каждый из нас спросит себя, ученик ли он Христов. Будем помнить, что одного из них не оказалось на встрече с воскресшим Христом.
Они пошли в Галилею. Место встречи назначено Самим Господом после Тайной вечери: По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. Место встречи подтверждено ангелом Господним, сошедшим с небес и сидящим на камне от двери гроба: Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Этой земле с самого начала служения Христова придаётся символическое значение: Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Мф. 4, 15—16). Галилея — цветущая страна, окрашенная зелёным цветом жизни.
Провинция с самыми разными народами, страна, презираемая «чистыми» Иерусалима, страна, открытая для всех людей. Здесь соприкосновение всех и смешение всех верований и всех неверий. Речь идёт о всей земле, о всех народах. Во всех народах должны явиться святые, все народы призваны ко спасению. Галилея — земля человеческого возрастания Христа — Иисуса из Назарета. Он сроднился с этой страной, Он был галилеянин. Из Назарета может ли быть что доброе? — говорит Нафанаил прежде своего обращения ко Христу. Галилея — это приглашение для нас не мечтать невесть о чём: если бы я родился в другой стране, если бы я учился в другом институте, если бы мои товарищи по работе были другими, если бы наш приход был более духовным! Господь назначает тебе встречу в твоей Галилее. Твоё приобщение святости должно начаться здесь.
В Евангелии сказано, что ученики Христовы должны идти на гору, куда повелел им Иисус. Путь святости, к которой все мы призваны, — путь восхождения. Во всём Священном Писании гора — символическое место встречи с Богом и откровения Божия. С высоты видно далеко — дальше, чем на равнине. На высоте дышится свободнее, чем в загрязнённых, особенно в наше время, городах. На высоте можно обрести уединение и слушать голос тишины, обыкновенно неразличимый среди каждодневной суеты. Господь непрестанно возводит человека на высоту. Гора Синая, где человек впервые встретил Единого Бога, гора заповедей блаженств, гора Преображения, гора молитвы. И Воскресение явлено было ученикам на горе. Восходим ли мы на эту гору, куда повелел нам Господь?
И, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Поклонение и сомнение — два противоположных слова стоят рядом. Да, даже для восшедших на гору есть место для этой страшной реальности — для сомнения. Поклонение — это победа над сомнением. Вера — свободный акт, совершенно отличный от принудительной очевидности, скажем, научного порядка. Евангелие смиренно раскрывает нам величайшие тайны, оно далеко от всякой экзальтации. Все повествования о явлениях Воскресшего Господа имеют одну общую черту. Воскресение Христово не очевидно для обычного восприятия. Его не сразу узнают. Путь святости проходит через искание Бога и через сомнения, потому что тайны жизни не лежат на поверхности, они сокрыты в глубине. Молитвой и жизнью по вере преодолевается всякое сомнение, пока не откроется Духом Святым очевидность вечной жизни. И мы принесём поклонение Господу, подобно первым ученикам Его. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Душа, сподобившаяся встретить Бога, не может не узнать своего Творца и не поклониться Ему».
И приблизившись, — сказано в Евангелии, — Господь сказал им. Мы знаем это приближение в час Преображения. Расстояние между Божественным и человеческим таково, что надо, чтобы Бог пришёл к нам. Мы не имеем сами в себе способности веровать. Бог первый приближается к нам. А нам принадлежит свобода ответить поклонением на Его приближение. Господь сказал им, и мы слышим слово Воскресшего Христа. Все проповеди Господа во время Его земного служения, которыми запечатлено Евангелие, раскрывают этим последним Его словом по Воскресении.
Дана Мне всякая власть на небе и на земле, — говорит Господь. Эти слова утверждают Его равночестность с Богом Отцом. Во всём Ветхом Завете только Бог один — «Господь неба и земли», «видимым же всем и невидимым». Наш Господь — Вседержитель. Ничто не может быть вне Его Божественной власти. Воскресший Христос — Господь всяческих. Когда на Тайной вечери Он говорит, благословляя хлеб и вино: Сие есть тело Мое и сия есть кровь Моя, Он даёт знамение Своего владычества над всем сотворённым Им миром. И над каждым из нас, кто становится причастником Его Тела и Его Телом. Здесь тайна святости всех святых. «Святая святым», — слышим мы в конце Божественной литургии и отвечаем: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И апостол Павел утверждает эту тайну: Нас, мертвых по преступлениям, Бог воскресил со Христом и посадил на небесах. Поистине, мы Тело Христово. Мы становимся святыми, приобщаясь Ему. Невозможно достигнуть святости, не причащаясь Тела и Крови Христовых. Вы помните слова преподобного Серафима: «Кто приобщается, тот спасён будет. А кто не приобщается, не думаю». Наша литургия вся устремлена к чуду будущего века. Апостол прекрасно знает, что те, к кому он обращается, ещё «не восседают на небесах». Теснимые многими скорбями, они осознают себя смертными людьми. Однако их восхождение на небо совершается здесь и сейчас в вере Христовой. Это путь всей Церкви, каждого из нас.
Идите, научите все народы, — говорит Господь. С полнотой власти раскрывается полнота действий Христовых на земле через Его Тело — Церковь. Когда-то на горе искушений Господь отверг предложение сатаны принять от него «все царства с их славой». Теперь Господь грядёт победить весь мир через этих одиннадцать учеников. Все народы. Всех людей. Чтобы все стали учениками Христовыми, святыми.
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Речь идёт о погружении всех народов, всего человечества в абсолютно новую жизнь Пресвятой Троицы. Чтобы все были едины в любви и истине, как Он со Отцом в Духе Святом. Крестя — и уча их соблюдать всё, что Он заповедал им. Вся полнота человеческих деяний должна покориться господству Воскресшего Христа. Быть учеником, быть святым — не значит только всё знать о Христе. Это не есть лишь обогащение нашего ума новыми знаниями, но способ жить, охватывающий всё.
Господь говорит нам, чтобы мы не страшились никаких испытаний: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Присутствие воскресшего Господа во всех местах земли обнимает также полноту времён. Ангел Господень возвестил в начале Евангелия, что Ему имя будет Еммануил, что значит: с нами Бог. Вся святость всех святых заключена в этой тайне. И здесь испытание жизни каждого из нас. Если Бог с нами во все дни, во все мгновения времени, можем ли мы сказать, что и мы с Богом? Каждый день, каждая минута нашей жизни может быть освящена Его присутствием и стать путём к святости, к не кончающейся встрече с Ним.
Список всех святых нашего церковного календаря вдохновляет и в то же время опасен. Он вдохновляет, потому что мы можем видеть, как много у нас заступников на небесах. И он опасен, потому что можно подумать, что святость — это исключительное достояние апостолов, мучеников, пророков, святителей, пустынников, монахов, дев. В то время как святыми должны стать все, к кому обращено слово Христово. Это ты, читающий сейчас журнал «Русский Дом». Это ты, обыкновенное человечество, вызванное для этой цели из небытия. И эти слова воскресшего Господа сказаны для тебя.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ