6 июня 1838 года, 175 лет назад родился художник Александр Александрович Киселёв
В 1880-е годы, в летнюю пору, Александр Александрович Киселёв жил с семьёй в одном из флигелей в имении Остафьево князей Вяземских. Некогда в имение к прежним хозяевам не однажды приезжали Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин. А.А.Киселёв боготворил Пушкина, знал многие стихи его наизусть.
В главном доме князя в Остафьево была комната, в которой хранились личные вещи Пушкина: письменный стол, жилет чёрного сукна со следами крови, в котором поэт был во время трагической дуэли, его трость. На столе хранилась перчатка П.А.Вяземского (другая, парная к ней, была положена в гроб А.С.Пушкина), свеча с панихиды и кора с берёзы, возле которой Александр Сергеевич стоял во время дуэли.
Пушкинское влияние, несомненно, сказалось на работах художника, написанных в Остафьево. Интересно, что художник напоминал А.С.Пушкина жизнерадостностью, весёлым характером и неисчерпаемым остроумием. А.А.Киселёв быстро сближался с людьми и был в хороших отношениях буквально со всеми.
Г.Г.Мясоедов, В.Е.Маковский, И.М.Прянишников, Сергей Виноградов, Николай Клодт, а в особенности же А.Е.Архипов, которого он выделял как крупнейшего современного художника, — эта молодёжь очень часто бывала у него на квартире. Будучи талантливым педагогом, А.А.Киселёв был чуток и внимателен к ученикам. Обладавший чрезвычайно простым и понятным письмом в живописи, он прививал им строгую логичность, ясность и цель в работах. Никогда не навязывая своего мнения, часто говорил: «Вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже».
Сюжеты его картин вполне соответствовали характеру его души. «Он безпредельно любил природу, — писал сын художника, — в особенности полуденный свет, игру светотени в лесных массивах, на полях, лугах и речках… Его картины на всех производили радостное впечатление своей свежестью, передачей живой природы».
Его имя очень ценилось в кругах коллекционеров и собирателей. П.М.Третьяков, приобретя на 10-й выставке Товарищества передвижников картину А.А.Киселёва «Заброшенная мельница», вскоре купил сразу восемь картин художника. Вслед за ним пейзажи А.А.Киселёва стали охотно покупать в частные коллекции. Они украшали особняки русской знати и членов императорской семьи. Небольшое полотно «В Венеции» (1883) стало собственностью императора Александра III; картину «Переправа» (1889) купил великий князь Павел Александрович; «По Тереку» (1895) — великий князь Георгий Михайлович; а картины «Горная речка на Кавказе» (1900) и «Тихая вода» (1901) находились в собственности императрицы Марии Фёдоровны.
Работоспособность А.А.Киселёва просто поразительна. За 1876 — 1885 гг. им запечатлены множество уголков природы Малороссии, средней русской полосы, Крыма, окрестностей Смоленска, Тулы, Калуги. Работал ежедневно, делая по 40 — 50 этюдов за летние месяцы. И при всём этом именно ему Товарищество передвижников доверяло вести счетоводческие книги.
Редко приходилось видеть у Александра Александровича помрачённое лицо.
— Назло стихиям, всей окружающей нас тяжёлой атмосфере, — говорил Киселёв, — бросайте здоровый, бодрый смех и шутку. Горе легко садится на шею тем, кто низко опускает голову, а встряхнулся, засмеялся — и слетело горе. Что же касается препятствий, то нет таких, которых нельзя было бы побороть при силе воли и бодрости духа.
В 1893 г. он стал действительным членом Императорской Академии художеств. В 1897 г., после ухода из Академии профессора А.И.Куинджи, Киселёв был избран и утверждён в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской и оставался на этой должности до последних дней своей жизни.
Несмотря на свои лета (ему было уже за семьдесят), он оставался жизнерадостным: острил, отвечал стихами какого-либо поэта или бросал свои рифмы.
В 1899 г. А.А.Киселёв приезжает в Туапсе. Море, Кавказские горы пленили его, и он приобретает дачу на мысе Кадош, а затем строит дом городского типа, где теперь находится дом-музей А.А.Киселёва. Художник много путешествовал по свету, но ни прелести Франции, ни красоты Италии, ни пейзажи Германии не тронули его так, как небольшой черноморский посад.
Заснеженная даль зовёт сырую осень
Просохнуть и согреться у камина.
Глубоко-синей стала неба проседь
И терпко-сладкой горькая рябина.
Надежды спят до первых па капели,
Запорошило память в зимних снах.
Всё, что с тобой сказать мы не успели,
Цветущей веткой персика застыло на губах.
Он скончался внезапно, от сердечного приступа, 20 января 1911 года. Смерть застигла его за письменным столом.
Сиротами остались его семеро детей. Вдове художника Софье Матвеевне назначили пожизненную пенсию в размере 600 рублей от Академии художеств и пособие от Министерства двора (100 рублей). Из этих денег были удержаны невозвращённые из ссуды, выданной Киселёву Академией художеств, 480 рублей долга. Семья освободила квартиру и переехала в Москву, а через год, испытывая острую нужду, была поселена в построенный П.М.Третьяковым в Лаврушинском переулке Дом для вдов и сирот художников.
Могила А.А.Киселева была утеряна. Но остались его картины — душа художника, его портрет.
Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ