Из всех известных мне видов путешествий, плавание на теплоходе по раздольным российским рекам больше всего располагает к молитве. Что видит и чувствует паломник, когда в шесть часов утра поднимается на залитую ярким солнечным светом верхнюю палубу речного круизного лайнера?
Лично мне казалось, что наш корабль непоколебимо и твёрдо, как центр мироздания, неподвижно стоит на месте, а мимо него величественно проплывают холмистые берега, покрытые девственными хвойными лесами, убегающими под горизонт полями, берёзовыми рощами, игрушечно маленькими домишками деревень и сёл. Радостным волнением отзывалось моё сердце, когда я видел вьющиеся между стройными стволами деревьев весёлые ленточки тропинок и дорожек, теряющиеся в тени лесов и в глубине прибрежных посёлков.
Всё внезапно оживает и озаряется светом, когда над макушками деревьев появляются золотые, зелёные или синие купола церквей и соборов. Их причудливые отражения в воде завораживают, и кажется, что время останавливает свой бег, когда я смотрю на то, как постепенно уменьшающийся силуэт храма медленно исчезает из вида, превращаясь в еле различимую точку на тёмном фоне густого леса.
Когда в безмолвном восторге я созерцал безкрайнюю ширь матушки Волги, перед моим мысленным взором пробегала вереница евангельских сюжетов. Я вспоминал о Крещении Господа в водах Иордана, о том, как Он, проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев, Петра и Андрея, закидывающих сети в воду, и сказал им: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 19 — 20). И, конечно же, ежедневно на рассвете, стоя на верхней палубе, я сосредоточенно читал утреннее молитвенное правило.
С умиротворённо-спокойным и духовно приподнятым настроением приплыли мы в замечательный древнерусский городок Мышкин, расположенный на Ярославской земле, там, где живописная река Юхоть впадает в великую русскую реку Волгу.
Начало истории Мышкина теряется в глубине веков. Одно из ранних исторических преданий называет его в числе городов, погибших в 1238 году во время татаро-монгольского нашествия. После этой даты, отмеченной в истории кровавой битвой на реке Сить, закончилась «последняя страница истории Владимиро-Суздальской земли. Поселение на месте города Мышкина также прекращает своё существование. Лишь в XIV — начале XVII века о нём вновь появляются известия, но уже как о селе.
Около 1526 года Мышкин и окружающие его деревни принадлежали князьям Мстиславским. С ними связана легенда, давшая название селу и послужившая основанием для составления герба города, утверждённого в 1778 году. В ней говорится, что «владелец этой местности, охотясь в лесу и устав, прилёг на берегу и заснул. Спящему, ему прыгнула на лицо мышка; он проснулся и увидел подползавшую к нему большую змею. Избавленный от опасности быть укушенным ею боярин отнёс свое спасение мышью к чуду; построил на этом месте деревянную часовню во имя святых Бориса и Глеба, в день памяти которых (2 мая старого стиля) случилось это событие, и поселил при ней сторожа. Лачужка последнего и была первым жилым зданием Мышкина».
Первое письменное упоминание о Мышкине относится к 1606 году. Это жалованная грамота на село Мышкино в Ярославском уезде с деревнями и присёлком Смельцовом, выдана она за «московское осадное сидение, за службу и за кровь» одному из известнейших деятелей Смутного времени боярину Даниле Ивановичу Мезецкому.
Во второй половине XVII века в судьбе «Мышкина с деревнями» происходит знаменательное событие. Они достаются в удел московскому Чудову монастырю, «что в Кремле», — одному из самых привилегированных монастырей России того времени.
Мышкинская вотчина за монастырём удерживалась вплоть до 1764 года, когда последовал указ императрицы Екатерины II о секуляризации церковных имений и передаче их в ведение Коллегии экономии, после чего городок в документах часто значится слободой. В период монастырского хозяйствования село заметно выросло и укрепило своё экономическое значение в округе. Старинная Борисоглебская ярмарка и еженедельные торжки собирали в Мышкин купцов из Углича, Кашина, ловецкой слободы Мологи, Рыбной слободы и Пошехонья, крестьян из соседних сёл и монастырей. Помимо съестных припасов ремесленники и крестьяне успешно торговали там обувью, кузнечными изделиями, деревянною и глиняною посудою.
Другим традиционным промыслом здесь был отход. Значение его для населения Мышкинской вотчины было ключевым. Отхожие деревни упоминаются в документах XVII–XVIII веков, что говорит о ранней профессионализации этого вида хозяйственной деятельности. Отходник-мышкинец в XVIII веке — это торговец, плотник, судостроитель, лоцман — отправлялся на заработки главным образом в Санкт-Петербург. Некоторые из них с Божьей помощью, по усердным своим молитвам и благодаря своему трудолюбию и целеустремлённости смогли достичь значительных успехов в многотрудном торговом деле, заметного положения в столичном обществе.
Так, Александр Петрович Березин стал петербургским городским головой, поставщиком двора его императорского величества. Он наиболее яркая фигура среди купеческого сословия в истории Мышкина, относящейся к эпохе царствования императрицы Екатерины II.
За свою жизнь А.П.Березин построил три храма: в Санкт-Петербурге, местечке Круглицы (современное село Охотино на берегу Волги напротив Мышкина) и в Мышкине. С Мышкиным купца связывала память об отце, которому пришлось по бедности прибегнуть к отчаянному шагу: заложить за деньги в мышкинском трактире родовой образ святителя Николая, Мирликийского чудотворца. Долгие 30 лет сын не терял надежды вернуть образ, и наконец в один из его приездов это ему удалось. Березин воспринял возвращение родовой иконы как чудо. Своё доброе отношение к селу он выразил тем, что после пожара, уничтожившего в 60-е годы XVIII века деревянный храм свт. Николая Угодника, в 1766 году построил на свои средства новый, каменный, с тремя приделами. Один из приделов посвящён святому благоверному князю Александру Невскому — небесному покровителю А.П.Березина. Новая церковь была возведена на красивом, живописном холме над селом, отчего и сам холм впоследствии стал именоваться Никольской горой.
3 августа 1777 года указ Екатерины II закрепил за селом Мышкиным городской статус. Через год город высочайше удостаивается герба, состоящего из гербового щита, разделённого поперёк на две части. В верхней помещено изображение ярославского медведя с секирой, а в нижней — изображение мышки.
В день моего прибытия Мышкин предстал передо мной необычайно тихим, уютным и чистым городком. «Классический город русской провинции!» — подумал я, восхищённо глядя на большой, устремлённый в синее безоблачное небо храм. Это был Успенский собор. Ещё в конце XIX века он поражал гостей города смелой архитектурой, богатым внешним и внутренним убранством. Его свод современники сравнивали с небом.
Несмотря на свои довольно внушительные размеры, Успенский собор воспринимается как невероятно лёгкое, почти воздушное сооружение. Когда смотришь на него, кажется, что вот-вот должно произойти чудо. И оно произошло. Перед тем как мы должны были вернуться на свой теплоход, я бросил прощальный взгляд на собор и увидел, что над ним появились два широких перистых облака необычной формы. Казалось, что невидимый взору Ангел распростёр над храмом свои могучие белые крылья.
Вадим Евгеньевич РУТКОВСКИЙ