Иверскую икону легко узнать: на лике Божией Матери шрам и капли крови. Воин-иконоборец по имени Варвар ударил икону копьём в правую ланиту, и из неё сразу же выступила кровь. Это событие, по преданию, произошло в царствование византийского императора Феофила (829–842 гг.)
Драматичные VIII и IX века вошли в историю Византии как период иконоборчества. Государственная власть попыталась осуществить своё самое серьёзное вмешательство в вероучительную жизнь Церкви. Все предыдущие попытки влиять на догматическое сознание Церкви ограничивались лишь императорской инициативой в созыве Вселенских Соборов. Церковь сама принимала те или иные богословские формулы, а целью императора было устранение разногласий ради единства Великой империи.
Но в VIII веке Византийская империя уже не была великой. Большая часть её территорий была завоёвана арабами. Никогда исламский мир не был столь грозным и могучим, как в то время. Арабы угрожали христианской Европе с двух сторон: с Востока — нападением на Константинополь, с Запада — войной против Испании и Франции. С пылом и рвением, не знавшим преград, с сознанием превосходства над христианскими народами, уступавшими победоносному исламу, арабские вожди «правоверных» приближались к осуществлению своей заветной мечты — подчинению всего мира.
В самой же империи после 20-летия хаоса и анархии государственного управления в 717 году к власти приходит самый одарённый военачальник того времени — Лев Исавр, ставший основателем новой династии и первым императором-иконоборцем.
Задолго до того как появилось византийское иконоборчество, на территориях, подвластных мусульманам, были строжайше запрещены любые священные изображения. Внутри же империи с успехом действовали христианские секты монтанистов и павликиан, отрицавших святые иконы и мощи.
Марксистские историки видят причину иконоборчества в стремлении правителей отобрать у монастырей огромные земельные владения, однако гонения на монашество начались гораздо позже, при Константине Копрониме. Вначале значительную роль играли личные качества Исаврийца: прежде всего его восточное происхождение и упрямство. Раз осудив почитание святых изображений, император не пожелал отступить, даже воочию видя губительные последствия своего шага. Противники Льва III упрекали его в «сарацинолюбии» — чрезмерном увлечении арабской культурой и внимании к доводам мусульман и иудеев против «идолов».
17 января 730 года во дворце собрался силенций — конфиденциальный совет представителей духовенства и синклита, на котором поклонение иконам было объявлено преступлением.
Из огромного количества мучеников только около десяти человек приходятся на эпоху Льва Исавра. Последующие императоры, провозглашая себя «просвещёнными» христианами искореняли «суеверие» решительнее.
Константин V Копроним в 754 году созвал собор под председательством митрополита Феодосия (сына экс-императора Феодосия III), подверг иконы и мощи полному запрету, объявив еретиками всех «древо- и костепоклонников». Многие видные защитники иконопочитания были анафематствованы, в том числе и знаменитый православный писатель Иоанн Дамаскин. По всей стране началось преследование «мраконосителей», как именовал чёрное духовенство василевс. Крупнейшие столичные монастыри были разрушены, их земли конфискованы, сотни монахов, не давших согласия на отказ от пострига, изуродованные палачами, томились в тюрьмах. Летом 765 года император поразил христианскую столицу невиданным зрелищем: по полю городского ипподрома, попарно взявшись за руки, в позорном шествии прошли десятки монахов и монахинь, а все желающие награждали их плевками и оскорблениями. Стратиг Михаил Лаханодракон в 771 году собрал в Эфесе иноков монастырей своей фемы (области) и предложил им на выбор либо брак и мирскую жизнь, либо пытки и смерть. Многие выбрали последнее.
В идеологической же полемике со своими противниками император не гнушался и таких приёмов, как ревизия церковных документов и вообще религиозной литературы, где «неудобный» текст местами стирали или заменяли новым, отредактированным в духе иконоборчества. Таким образом, на словах стремясь очистить христианство от «языческих наслоений», иконоборцы превратились в варваров.
Последний император-иконоборец Феофил, при котором пострадала Иверская икона Божией Матери, считался самым образованным и высококультурным правителем раннего Средневековья (IX век). При Феофиле в столице развернулось великолепное строительство, дворцовые покои отличались восточной пышностью в подражание арабам. Один из дворцов был «по образу и подобию сарацинских, обликом и пестротой ничем от них не отличающийся». В приёмном зале императорского дворца за царским троном стоял платан чистого золота, на котором сидели золотые птицы, по сторонам от трона стояли золотые грифоны и львы, причём птицы щебетали, а львы ревели. Учёный Лев Математик (с 840 г. — митрополит Фессалоникийский) придумал систему светового телеграфа, по линии маяков которого в считанные часы важные известия доходили в Константинополь от далекой киликийской границы. В это же время появился мелкий книжный шрифт «минускул», сменивший требовавший больших затрат, дорогостоящего письменного материала, классический «унициал», благодаря чему книги подешевели и стали более доступными.
Феофил вызывал учёных иконопочитателей на диспуты. Явились в столицу и уроженцы Иерусалима два брата монахи Феодор и Феофан, прозванные потом «начертанными». Потерпев поражение в диспуте, Василевс отдал приказ дать братьям по 200 ударов палками и затем вырезать на их лицах 12 строк ямбических стихов (очень неуклюжих) следующего содержания: «Все люди хотят побывать в Иерусалиме, а эти из Палестины пришли в столицу распространять свои глупости. За это, как злодеи, заклеймённые на лицах, они снова изгоняются». Феофил издевательски сказал ипарху: «Ямбы эти плохенькие, но ведь лучших они и не заслуживают». Брат Феодор в ссылке умер, а Феофан, церковный поэт, был затем при императрице Феодоре митрополитом.
В 831 году Феофил женился на Феодоре, и это решило судьбу иконоборчества. Через женщину проникло в императорский дворец, а после смерти Феофила и во всю империю, истинное иконопочитание.
Олег Валерьевич БАЙДА