Надо напомнить одну истину, которую все знают, но которую как-то забывают. Она проста, но сбудется на каждом из нас: мы все умрём. Пришли на этот свет, ничего не принеся с собой, и уйдём, ничего не захватив, кроме тех дел, которые успеем совершить в своей земной жизни для спасения души или для её гибели.
В православном обряде отпевания, утешающий смысл которого в том, что день земной кончины — это день рождения в жизнь вечную, есть великие слова, обращённые и к уходящему, и к провожающим, они о человеке как о сотворённой Божией твари: «Земля еси и в землю отыдеши». Первый человек Адам был сотворён из земли и в неё же ушёл. А вслед за ним шли и идут остальные.
И по тому, что человеческая плоть содержит в себе земные элементы и по тому, что земля нас держит на себе и кормит, она — великая тайна. Тайна её в том, что земля — живая. Её носили в ладанке на груди воины, на могилы, выпавшие быть в чужой стране, привозили горсть родной землицы. В обряде заочного отпевания предусмотрена освящённая земля, которую отвозят на место захоронения. К земле припадали слабеющие в борьбе русские богатыри, и она давала им силу. Землю «слушали» перед боем. Известно из «Сказания о Куликовской битве», как князь слышит, припав ухом, предсказания земли, как горько кричит мать язычника и как тихо плачет русская вдова.
У любого из нас самое малое три матери, а у крещёных четыре. Матерь Божия, Мать-сыра земля, родная мать и мать крёстная. Оттого-то так страшна матерная ругань. Уходя в дальние походы, люди целовали родную землю и целовали её возвращаясь. Высочайшая русская пословица: «Умри, а с родной земли не сходи» как раз объясняет безстрашие и непобедимость русского воина. Молитвенно и коленопреклоненно наше отношение к своему Отечеству, которое стоит на материнской земле России.
Земля обладает магнитной тягой к себе. Великое счастье — видеть, как появляется на свет Божий росток из посаженного тобой семени, как ходят по земле скворцы, знать, как незабываемы по вкусу плоды и овощи, выращенные тобою. Почему они лучше купленных? Не только от отсутствия пестицидов-гербицидов, главное, они выращены с любовью.
Земля — категория не экономическая, а прежде всего нравственная. В народном сознании всегда возвышались два человека: пахарь и воин, прежде всего пахарь, земледелец, хозяин на земле. И всегда осуждался и клеймился позором торговец землёй, перекупщик. Дико представить, что пахарь Микула Селянинович, помогающий Вольге, торгует своим наделом. Напротив, он не берёт за свою помощь ничего, возвращается на свою полосу, к своей сохе, которую не могли вытащить из борозды и бросить за ракитов куст «тридцать молодцев без единого». Конечно, и свою бурушку-косматушку, как у него её ни торгуют, не отдаёт ни за какие деньги. Напомним, что великий Святогор, богатырь такой мощи, что «не с кем было ему и силой помериться», побеждён не каким-то соперником, а «тягой земной».
И с этой тягой земной спорить безполезно. Её надо любить, ей надо служить, иначе она попросту стряхнёт с себя, или же перестанет кормить. От русских былин обратимся к Израилю, его ветхозаветной истории. Высшее проклятие, которое звучит в Давидовой Псалтири, это: «Да потребится от земли память их» (108, 15). Землю ни в коем случае нельзя ничем оскорблять. Она «поругана» приношением языческих жертв. Когда была «пролита кровь неповинная», то «убиенна бысть земля их кровьми» (105, 38). Превращаются «реки в пустыню» и «земля плодоносная в сланость», то есть в солончак, безполезный для возделывания не только от пролития крови, но и, как объясняет 106-й псалом, «от злобы живущих» на этой земле. Вспомним страшные, безжизненные взгорья Иудейской пустыни.
Славянские сказания, былины, легенды, сказки, пословицы, поговорки сплошь говорят о главном для человека и его Отечества, о земле. И только в превосходной степени: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей»; «Какая земля, такая и вера»; «Держись за землю — трава обманет». Главный поклон перед иконами называется у нас земным. Земля с могил святых спасает от бед. Место земной жизни Иисуса Христа называется Святой Землёй. Именно из щепоти земли Спаситель творил «брение» для чуда прозрения слепорождённого. Как можно было обидеть землю, плюнуть на неё? Страшнейшее проклятие: «Чтоб тебя земля не приняла»! И земля действительно не принимала самоубийц, пьяниц, отлучённых от Церкви, колдунов, ведьмаков и ведьм.
Соединение земного человека с землёй было сродни празднику. Покойников неслучайно обряжали во всё чистое. Старухи щепетильно берегли «смертное» — чистое, ненадёванное бельё. Боярыня Морозова, сидевшая в земляной тюрьме в Боровске, просила стража постирать ей её единственную рубаху: «Не могу я возлечь в недра Матери-земли в нечистой одежде». Могильная земля давит, — отсюда обычай бросания в могилу трёх горстей со словами: «Пусть земля будет тебе пухом». Земля благодарна за заботу: она назём раз примет и девять лет помнит. Не жадничай, говорит народная мудрость. Вся земля твоя — саженка вдоль, да пол-саженки поперёк, и будет с тебя.
Из всех четырёх стихий: воды, воздуха, огня, — только земля имеет день именин, так и называется: Земля — именинница. Это День Пятидесятницы, день, когда Спаситель покидал землю, оставляя на ней для нашего утешения дар Святаго Духа. Святитель Иоанн Златоуст ставил в прямую зависимость погоду и урожаи на земле от нравственности людей. А нравственность в высшем понимании — это торжество духа над плотию. Иначе — будут беды: засухи, наводнения, землетрясения, бури, ураганы. Как бы мы ни говорили научно о совершенно внезапном нашествии гигантской волны в Юго-восточной Азии, объясняет её явление развращённость посетителей тех мест, едущих на тамошние курорты как в дешёвый публичный дом.
Почему Господь был всегда милостив к России? И если наказывал нас большевиками, коммунистами, а теперь либералами, то есть всегдашними интернационалистами, то во вразумление и в назидание за отступления от воли Божией. Грехи допотопного мира смыты вселенским потопом, но потом были и ещё доказательства праведного гнева Божия, — это уничтожение городов Содома и Гоморры в Израиле. Содомский грех как тягчайшее преступление против созданного по образу и подобию Божию человека, был истребляем также и бичом Божиим Тамерланом. Картина Верещагина «Апофеоз войны» показывает пирамиды черепов не воинов, а гомосексуалистов Ближнего Востока, которых уничтожал Тамерлан. Когда он двинулся на север, то русичам казалось, что чуть ли не смерть наступает, ибо такого полчища не бывало на Руси со времен Чингизхана. Но Железный Хромец, таково было прозвище Тамерлана, внезапно повернул от Ельца свои войска. Явилась ему Божия Матерь и повелела уходить, ибо содомского греха в Русской земле не было.
Да и как могли прижиться грехи в нашей святой земле, которая вся освящена трудами и молитвами крестьян, определявших лицо России во все времена. Меняли плуг на меч в годину напастей и вновь возвращались к плугу. Вся Русь-матушка исхожена Крестными ходами, оглашена молитвами, песнями странников, паломников, путников, в ней была великая поэзия соединения неба и земли. Задолго до изображения святого великомученика Георгия на Руси был известен образ Перуна-громовника, поражающего змия. Семицветие радуги толковалось как мост от земли на небо или как небесное коромысло, с помощью которого Божия Матерь черпает воду в реках и озёрах и потом орошает поля. Это райская дуга, рай-дуга, в которую впрягались огненные кони, подобные тем, на каких вознёсся к небесному престолу Илья-пророк. А зимние святки, когда крестьяне отдыхали от трудов праведных, а Крещенские купели в безчисленных на Руси Иорданах, а колокольные звоны, а Пасхальное сияние играющего в небесах солнца, а «зелёные святки» Троицыного дня, хороводы вокруг увитых лентами берёзок? А единственность выбора спутника в жизни, одного и навсегда: «с кем венчаться, с тем кончаться»? А величайшая преданность Родине, культ избы, очага, колыбели, чистотасемейных отношений… — Высокая поэзия жизни, в которой просто не было места грязи, ни бытовой, ни душевной.
Разве мог вытерпеть такую Россию обезбоженный западный мир? Погибающий в материальном взгляде на землю, неспособный поднять взор к небесам, кланяющийся Ватикану, а не Богу, он, этот мир, назвал Возрождением обращение к античности, и стал цепляться за дохристианские идеалы, то есть возрождал язычество. Хотя и просвещённое. В нём было всё: наука, техника, зрелища, моды, — не было самого главного, святости. Вот слово, разграничивающее наши миры. Религия для Запада — прикладное явление, имеющее только практическое значение («помоги, Господи, купить дом на побережье»), для нас святость — спасение безсмертной души. Именно святость, ибо выражение: «Мир спасёт красота» — затёрлось и обезценилось. И проститутка красива, и циничная телеведущая. Красоту можно подменить, замазать, а святость нетленна. Объяснить понятие святости Западу невозможно. У них нет понятия соборности, у них саммит, симпозиум, нет различия между словами «правда» и «истина», да что там, — у них и гостинец — «презент». И ярмарка — «супер», теперь уже «гипермаркет».
Разнузданная свобода нравов, власть капитала, не знающего о совести — вот куда нас толкают либералы, не желая понять, что для западной цивилизации наступила тьма, небытие. Венец всего — постоянные убийства без всякой причины, просто хочется острых ощущений, к которым зовёт любая реклама. Разврат как норма, одобрение бомбёжек мирного населения — в этот мир Россия никогда не войдёт. Там в просвещённой Англии венчают гомосексуалистов…
И почему мы никак не вылечимся от застарелой болезни считать Запад образцом для подражания? Это варвары, закосневшие в гордыне своей непогрешимости. А мы со своим смирением и терпением для них отсталая нация. Спросим: есть в мире иерархия ценностей? Обязательно должна быть, иначе всё расползётся. Какова высшая ценность? Человек? Нет, это по масонской теории гуманизма, то есть только для профанов. Гуманизм заканчивается фашизмом. Не человек высшая ценность, не его житейское благополучие, а Господь Бог. И кто в мире всех ближе к Небесному престолу? Конечно тот, кто более принял Христа в своё сердце. И это именно Россия. Как у смертного тела есть душа, так и у мира она есть, это православная Россия. Если что случится с Россией, остальной мир погибнет автоматически. Конечно, это опять же очень по-русски — спасать гибнущих, но настала пора спасать себя.
И спасение пойдёт не от политиков, а от крестьян. Они — кормильцы, этим всё сказано. От гайки по-прежнему не откусишь, к тому же эти гайки всё дорожают. Прежнему гегемону, свершившему несколько революций, обычно достаётся после них только стучание касками по асфальту. От стука по земле каски не слышно. А крестьянам стучать некогда, надо коров доить. Не вернётся прежняя община, но вернётся и уже возвращается осознание главного счастья — труда на земле. Теперешний рабочий класс уже и забыл, как выезжал на воскресники в село. И очень жаль. Жаль невозвратного времени, когда нас посылали «на картошку». «“На картошке”», как в артели, все видны как на рентгене». Вспоминается и еще одна мудрость: «Выбирай невесту не в хороводе, а в огороде». Исполняя народную примету, я свою спутницу жизни увидел и полюбил именно в студенческий сентябрь, «на картошке».
От сохи, от печки, как говаривали ранее, идёт возрождение. Не в западном, а в русском понимании. А это — осознание единственности и неповторимости России. У нас нет запасной Родины, нам ни к чему двойное гражданство. И главным героем возрождения становится человек на земле. Это объяснимо правом первородства профессии, ибо первое искусство, данное человеку, было земледелие. Первым оно и остаётся. Какие бы громокипящие речи ни изливались на нас, какими бы историческими ни назывались политические события, двигатель истории один — человек труда, хозяин земли.
О, Русская Земля! Ты не за холмом. Ты велика, но вся умещаешься в нашем любящем сердце. Мы любим тебя, и ты сохранишь своих сынов и дочерей. А тех, кто торгует тобой, кто смотрит на тебя только как на территорию для наживы, тех ты стряхнёшь с себя. Тебя, земля наша, много раз ненавидели, но наша любовь к тебе всё переборет.
Владимир Николаевич КРУПИН