В творчестве Сергея Семёновича Рубцова поражает художественное чутьё, подсказавшее до деталей ту или иную сцену из прошлого, и сила поэтического высказывания, продиктованного любовью автора к родной стране, её древней истории.
— Почему в основном батальные сцены? Потому, что «Русь ковала больше, чем пахала», как сказал один поэт. И воевали русские чаще не по своей воле… — Сергей Семёнович говорит увлечённо, со знанием предмета.
— Исторический сюжет для меня — точка отсчёта для понимания современности. На протяжении всей нашей истории только и приходилось, что отражать набеги со стороны Востока, Запада, южной Дикой степи. Наш пращур, выходя на пахоту, привычно брал с собою верный меч.
Детство художника пришлось на самые окаянные 40-е годы. Он родился 7 октября 1938 года. Ему ли, сыну павшего на войне солдата, не понять трагической наполненности русской истории? До войны отец красивый, сильный человек, под стать героям его картин, работал кочегаром в котельной. В 41-м ушёл на фронт, а через год в семью пришло горе — похоронка извещала, что пал он на древней Смоленской земле, в который раз политой русской кровью. Чтобы поднять двоих сыновей, овдовевшей солдатке пришлось работать не покладая рук. Помнит Сергей Рубцов и скудный послевоенный быт, где единственным развлечением было кино. «Александр Невский», героические сказки А. Роу — сколько раз просмотрели их, сидя в духоте до отказа заполненного маленького кинотеатра, мальчишки 40-х? Как вспоминала его первая учительница Вера Андреевна Кручинина, Серёжа мог до бесконечности рисовать батальные сцены. Следуя советам, после семилетки Сергей Рубцов поступает в Московское художественно-графическое педучилище. А сюжетом вступительной работы стал «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища». Вот так, без робости и колебаний, 14-летний художник выбрал трудную многофигурную композицию. Итогом успешного обучения стала дипломная работа, картина «Ледовое побоище». Она ещё долгие годы экспонировалась в стенах училища. Вообще многое в судьбе Сергея Рубцова словно предопределено с той поры, как первая учительница ввела его, мальчика, в мир искусства. Даже армия, ставшая для кого-то потерянным временем, не прервала нить творчества. Авиачасть Сергея базировалась в Фёдоровском монастыре в Переславле-Залесском на родине Александра Невского.
Кто-то спешил в увольние на танцы или в кафе, а сержант Рубцов бродил по историческим местам с бумагой и карандашом, чтобы запечатлеть святыни, и в поругании сохранившие своё величие. После армии был Полиграфический институт. В 1967 г. он получает диплом художника-графика. Его учителем стал знаменитый А. Д. Гончаров, иллюстратор Пушкина, Шекспира, Гёте. Он же руководил и дипломной работой Сергея Рубцова — иллюстрациями к исторической эпопее А. Югова «Ратоборцы» (1966). В 1968 году в Пушкинском ДК прошла его первая персональная выставка, после чего он получил предложение организовать в городе детскую художественную школу. Школу открыл, но административная работа мешала творчеству, поэтому возглавит он её только через 10 лет.
И с тех пор Сергей Семёнович — бессменный директор Пушкинской «художки». Стены бывшего земского училища стали родными не одному поколению пушкинцев. Некоторые его ученики сами преподают здесь, кто-то стал мастером, признанным и за пределами Отечества. Одна из лучших в области, школа стала методическим центром среди детских художественных школ Северного Подмосковья.
Олег Николаевич БОЙКО
«Русский Дом» поздравляет Сергея Семёновича Рубцова с 70-летием. Многая и благая Вам лета!